Ан-124 Руслан, созданный в СССР специалистами КБ Антонова,
по-прежнему является уникальным самолетом и самым грузоподъемным
среди всех серийных образцов подобной техники. Первый полет
сверхтяжелого транспортного самолета состоялся 24 декабря 1982
года. Самолет серийно производился в период с 1985 по 2004 год. За
это время было выпущено 55 Русланов. Из них 36 собрали в Ульяновске
на базе крупного авиационного предприятия Авиастар-СП.
Именно в Ульяновске с 2004 года проводится модернизация и ремонт
российских Русланов.
Специально для вооруженных сил на предприятии в Ульяновске была
создана модификация самолета Ан-124-100 для ВТА. Именно эти машины,
находящиеся на вооружении военно-транспортной авиации России,
планируется модернизировать в ближайшем будущем. По данным
ежегодного бюллетеня The Military Balance 2019, на вооружении
российской военно-транспортной авиации находится 9 самолетов
Ан-124-100 Руслан. Также эксплуатантами самолетов Руслан в России
являются 224-й Летный отряд (дочерняя компания Минобороны,
специализирующаяся и на нерегулярных коммерческих грузоперевозках),
в парке компании имеется не менее 8 Русланов, а также грузовая
авиакомпания Волга-Днепр, в парке которой имеется 12 самолетов
Ан-124-100 Руслан, способных осуществлять транспортировку
крупногабаритных грузов массой до 120 тонн.
Что заменят в самолетах Ан-124
Руслан
После проведенной модернизации летно-технические характеристики
обновленных тяжелых транспортных самолетов Ан-124 Руслан останутся
прежними. Это значит, что высота и максимальная скорость полета, а
также набор геометрических характеристик никак не изменятся.
Главные задачи модернизации самолета: переход на оборудование и
комплектующие российского производства, значительное продление
летной годности машин, а также повышение безопасности полетов и
защищенности от возможных атак с земли.
Планируется, что в ходе модернизации срок службы самолетов
Ан-124-100М удастся увеличить до 50-60 лет. Одновременно с этим
будет создана специальная программа поддержания летной годности
самолетов, которые прослужили более 45 лет. Изначально срок службы
самолетов Ан-124 составлял 24 тысячи часов налета или 25 лет
эксплуатации. И если к первому показателю самолеты не приближаются,
то четверть века уже разменяли практически все Русланы, постройка
подавляющего большинства которых завершилась до 1995 года. После
1995 года в Ульяновске достроили лишь три самолета Ан-124.
В рамках модернизации военно-транспортные самолеты Ан-124-100М
получат современное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).
Обновлены будут бортовой комплекс связи, прицельно-навигационный
пилотажный комплекс, а также бортовая информационная система.
Затронет модернизация военных бортов и десантно-транспортное
оборудование, светотехническое, кислородное и бытовое оборудование,
всю систему электроснабжения. Заменены будут и рабочие места
экипажа транспортного самолета. В конечном счете, на
модернизированной версии Руслана планируется полностью заменить всё
устаревшее, не выпускаемое промышленностью и импортное
оборудование.

Отличительной особенностью модернизируемых в 2020-е годы самолетов
Ан-124 станет наличие на борту специального комплекса обороны,
основное предназначение которого защита транспортника от поражения
с земли ПЗРК с радиолокационными и оптико-электронными головками
самонаведения зенитных ракет. В техническом задании говорится о
том, что установленный на борту Русланов бортовой комплекс
самообороны должен в автоматическом режиме обеспечивать защиту
самолета от поражений в одной атаке с вероятностью не ниже 90
процентов от следующих распространенных во всем мире переносных
зенитных ракетных комплексов: Стингер, Игла, Мистраль.
Также в техническом задании, некоторые особенности которого попали
в открытый доступ и были опубликованы в российских СМИ, говорится о
том, что модернизированные самолеты Ан-124-100М должны стать менее
заметными для РЛС противника. В частности планируется провести
работы по уменьшению радиолокационной, лазерной, акустической,
оптической и радиозаметности военно-транспортных самолетов.
Полностью российский Ан-124 сохранит украинские двигатели
После модернизации военные Русланы наконец-то станут российскими
самолетами во всех смыслах этого слова. Наконец-то планируется
реализовать на практике то, о чем говорилось на протяжении всех
2010-х годов, особенно активно после 2014 года самолеты Ан-124
получат исключительно российское оборудование и агрегаты. Правда,
одно но все-таки остается. На модернизированной версии
транспортника сохранят украинские двигатели Д-18Т.
Всего в ходе глубокой модернизации самолета, которая, по словам
Дениса Мантурова, и позволит считать самолет российским,
планируется полностью заменить 29 агрегатов украинского
производства и три системы производства стран НАТО и ЕС. Вопрос об
импортозамещении при разработке опытно-конструкторской документации
по модернизируемому самолету особо прописан в техническом
задании.
При этом с двигателем все более или менее понятно. Разработанный
еще в 1980-е годы в Запорожском машиностроительном конструкторском
бюро Прогресс турбореактивный двухконтурный двигатель Д-18Т
специально создавался для сверхтяжелых самолетов Ан-124 Руслан и
Ан-225 Мрия. В России этот двигатель на данный момент времени
просто не имеет аналогов, о чем ранее уже говорил генеральный
директор Центрального института авиационного моторостроения имени
П.И. Баранова Михаил Гордин.
В этой связи многочисленные заявления российских чиновников,
которые длительное время обсуждали возможность возобновления
серийного производства в России самолета Ан-124 Руслан, в текущей
политической обстановке представляется обычным популизмом. На новые
самолеты нечего было бы устанавливать, так как доступный парк
двигателей Д-18Т советского производства серьезно ограничен.

При отсутствии новых двигателей и прекращении сотрудничества с
украинским предприятием Мотор Сич, в России смогли наладить ремонт
и обслуживание турбореактивных двигателей Д-18Т с взлетной тягой 23
430 кгс. О том, что в России удалось наладить полноценный ремонт
этих двигателей, стало известно в июле 2019 года. В интервью
агентству Интерфакс вице-премьер Юрий Борисов, курирующий
военно-промышленный комплекс страны, рассказал, что первые
отремонтированные двигатели Д-18Т уже получены. В перспективе
планируется выйти на ремонт 12 таких двигателей в год, что позволит
модернизировать или продлевать сроки летной эксплуатации трех
самолетов. По словам Борисова, подобных темпов ремонта достаточно,
для того чтобы поднять исправность всего парка самолетов.
В отдаленном будущем в России будет создан собственный авиационный
двигатель большой тяги. Данный проект известен под обозначением
ПД-35. Этот новый российский двухконтурный турбореактивный
двигатель предназначен для установки на перспективные
военно-транспортные самолеты, а также широкофюзеляжные гражданские
авиалайнеры, в том числе на российско-китайский пассажирский
самолет CR929. По своим возможностям ПД-35 должен существенно
превзойти советский двигатель Д-18Т. Новый двигатель, который
Михаил Гордин относит к моделям шестого поколения, будет иметь тягу
около 35 000 кгс. Правда, в настоящее время проект находится еще на
стадии научно-исследовательских работ. Первый образец-демонстратор
планируется представить только в 2023 году, а полное окончание
разработки двигателя запланировано на 2025 год.
Проект на миллиард
Проектные работы по модернизации самого грузоподъемного серийного
транспортного самолета в мире обойдутся российскому бюджету в
сумму, превышающую миллиард рублей. По информации, которая
содержится в системе СПАРК-маркетинг, на протяжении 2019 года
компания Ильюшин успела заключить 15 контрактов на выполнение
основной части опытно-конструкторских работ по созданию
модернизированной версии самолета Ан-124-100М для нужд российской
военно-транспортной авиации. Ожидается, что созданный в рамках
данных работ конструкторский, научный и технический задел будет
использован в будущем и при создании в России перспективного
авиационного комплекса военно-транспортной авиации (ПАК ВТА).

Общая сумма затрат на конструкторскую документацию для создания
модернизированной версии военного транспортника и его агрегатов
превышает миллиард рублей, при этом львиная доля выделяемых средств
достанется компании ЭМЗ экспериментальному машиностроительному
заводу (ЭМЗ) имени Мясищева. Именно с этим предприятием Ильюшин
заключил контракт на сумму примерно 830 миллионов рублей. Контракт
предполагает создание технического проекта самолета Ан-124-100М,
ожидаемые сроки выполнения конец текущего года.
Известны и предварительные цифры по стоимости переоборудования
существующих военно-транспортных самолетов Ан-124-100 в модификацию
Ан-124-100М. Еще в середине 2019 года сообщалось о том, что
Авиационный комплекс имени Ильюшина рассчитывает провести
модернизацию первого самолета Ан-124 Руслан к 2022 году. Работы
будут вестись в Ульяновске на мощностях компании Авиастар-СП.
[источник]