В России с высокоскоростным железнодорожным движением все очень
сложно. С одной стороны, у нас из Москвы ходят Сапсаны в Петербург
и Нижний Новгород, есть Аллегро из Петербурга в Хельсинки. С другой
стороны, большую часть пути в сторону Северной столицы поезд может
идти лишь на скорости до 200 км/ч, а в Нижний Новгород и того
меньше. Тот же Сапсан максимальную конструкционную скорость в 300
км/ч у нас вообще не развивает. Опять же, запуск скоростного
движения привел к изменению расписания других поездов: все мы
помним, как отменяли электрички, а кто часто ездит на обычных
пассажирских и скорых поездах по линии Москва-Петербург, точно
заметили многочасовые стоянки с целью пропуска Сапсанов.

Дело в том, что для высокоскоростных поездов нужно строить
отдельные железнодорожные магистрали. В том же Китае, который
сейчас очень активно развивает высокоскоростное движение, активно
возводят отдельные железные дороги, на которых скорость движения
может доходить до 350 км/ч. Сейчас общая протяженность китайской
сети подобных железных дорог около 35 000 км, что примерно 2/3 от
скоростных железнодорожных путей во всем мире (новые магистрали в
Китае рассчитаны на скорость движения 250-350 км/ч).
У нас не Китай, у нас нет такого пассажиропотока, чтобы связать
Москву и, например, Владивосток, но есть и очень загруженные
направления. И есть планы строительства скоростных магистралей. Но
у нас очень много планов!
На днях закончился Гайдаровский форум, где генеральный директор РЖД
Олег Белозеров подтвердил планы по запуску движения на
высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Петербург. Скорость
движения на линии должна составить 380 км/ч. Более того, была
названа вполне конкретная дата начала движения поездов 2026 год,
проект строительства должен быть готов к 2022 году. Это, конечно,
все здорово и прекрасно новые технологии, первая ВСМ в России, из
Петербурга в Москву можно будет доехать почти в 2 раза быстрее, но
все же есть некоторые сомнения. Ведь далеко не впервые нам говорят,
что осталось чуть-чуть, вот уже скоро и мы будем жить в счастливом
высокоскоростном будущем.
Про организацию скоростного движения на линии Москва
Санкт-Петербург думали еще во времена СССР. Более активно начали
прорабатывать проект в 90-е, уже в России. В 1995 году одобрили
технико-экономическое обоснование строительства линии, тогда речь
шла про запуск поездов уже к 2000 году. В самом центре Петербурга
под проект даже уничтожили ряд домов на Лиговском проспекте, рядом
с Московским вокзалом. Там должны были построить отдельный
пассажирский терминал для скоростных поездов между Петербургом и
Москвой, а также деловой центр. Сейчас всех этих зданий на переднем
плане нет:
Однако проект строительства ВСМ так и не был реализован. Сейчас на
месте снесенных домов влепили громадный торгово-развлекательный
комплекс:
Через несколько лет, в 2006 году, к идее строительства ВСМ вновь
вернулись. Было создано акционерное общество Скоростные магистрали.
В это время вновь прорабатывается план, чуть позже появляется и
дата открытия высокоскоростной линии 2017 год. Стоимость оценили в
1,2 трлн.руб. В общем, для линии Москва-Петербург к этому времени
подготовили уже несколько разных проектов строительства, но опять
что-то пошло не так.
Наступает 2013 год, в Сочи Владимир Путин предлагает строить
железнодорожную магистраль из Москвы не в Петербург, а в Казань (с
перспективой продления ее до Екатеринбурга). Планы меняют, на
вокзалах размещают разные макеты дороги, запускают сайт с
презентацией новой высокоскоростной линии. Озвучена стоимость
постройки магистрали до Казани 1 трлн 695 млрд рублей. В общем, про
линию Москва-Петербург забывают, но активно прорабатывают новую ВСМ
в Казань.
Каждый раздел проектной документации ВСМ содержит множество
инноваций, каждая технология на ВСМ Москва Казань это результат
работы большого количества разнопрофильных специалистов, причем,
как российских, так и зарубежных. Проектирование ведет
международный консорциум в составе ОАО Мосгипротранс, ОАО
Нижегородметропроект, China Railway Eryuan Engineering Group Co.
Ltd.
АО Скоростные
магистрали
Позже пошла даже речь про продлении ВСМ до самого Пекина! Я готовил
отдельный пост, где объяснял, почему скоростных поездов между
Москвой и столицей Китая не будет.
Но в апреле 2019 года Владимир Путин предлагает обратно вернуться к
первоначальному варианту, то есть все же строить ВСМ
Москва-Петербург. Теперь линию в Казань решено отложить. Если
верить РЖД, то сейчас с казанского направления будут строить лишь
ветку до Нижнего Новгорода.
Что по этой всей истории можно сказать? Вообще у РЖД полно других
проблем, неплохо было бы напомнить им, как до сих пор выглядят
пригородные поезда во многих регионах страны. А что касается
скоростных магистралей, не понятно, будет ли реализован новый
проект, действительно ли мы увидим в 2026 году ВСМ
Москва-Петербург? Или снова все поменяют, переиначат и начнут
проектировать линию куда-нибудь еще? А что вы думаете?
Увидим ли мы в России в
2026 году хоть одну высокоскоростную железнодорожную
магистраль?