Захваченных в плен душманами в Афганистане бывших советских солдат
продолжали находить в течение десятилетий после войны они принимали
ислам и перенимали обычаи местных жителей. Как показала практика,
это был единственный способ выжить в этой стране но в инструкциях
для воинов-интернационалистов об этом, разумеется, не могло быть
сказано ни слова.
Были ли
предписания?
Участники Афганской войны, которым задают вопрос о том, были ли у
советских бойцов какие-то инструкции от командования на случай
плена, обычно отвечают на этот вопрос отрицательно ни о чём
подобном ветераны кампании за время службы не слышали. Документов,
регламентирующих действия русских в плену, не существовало.
Валерий Аблазов, крупный исследователь проблемы советских
военнопленных, сам служивший в Афганистане, отмечает, что в
локальных конфликтах нормы международного гуманитарного права в
отношении пленных не выполняются. Возможно, именно это и являлось
одной из причин отсутствия инструкций поведение противника не
укладывалось ни в какие рамки.
Вопроса о пленных советское командование пыталось избежать. С одной
стороны, попавшие в плен моджахеды не рассматривались в качестве
пленных их передавали просоветским властям ДРА, которые судили их
как обычных преступников. С другой стороны, в первые годы конфликта
случаи попадания советских бойцов в руки душманов считались чем то
из ряда вон выходящим.
Практически все захваченные душманами военнослужащие в момент
пленения были вне подразделения по служебным или неслужебным делам
или несли службу ночью в карауле. Фактически это был захват и
похищение заложников, а не взятие в плен военнослужащих в привычном
понимании этого события, пишет Валерий Аблазов.
Собственно захваченных в плен на поле боя или добровольно сдавшихся
противнику шурави за все годы войны было всего 59 человек (данные
Валерия Аблазова). Каждый факт исчезновения советского солдата
расследовался. В таких условиях инструкция на случай плена могла,
вероятно, рассматриваться командованием как деморализующая.
Слово такое плен тогда вообще старались не употреблять. Оно как бы
под запретом было. Пленный и предатель считалось одинаково,
вспоминал попавший в плен в 1982 году уроженец Кубани по имени
Николай, который вернулся в Россию лишь в 1995 году.
Даже в советском Уставе внутренней службы Вооруженных сил, в
отличие от современного российского, нет указаний о том, что мог, а
чего не мог говорить военнопленный на допросах у врага.
Реалии
плена
Мало кто представлял, что ожидает советского солдата по ту сторону
фронта, но командиры иногда советовали подчинённым застрелиться, а
в плен не попадать.
Ни о каких нормах Женевской конвенции по обращению с военнопленными
моджахеды даже не слышали, поэтому условия содержания
воинов-интернационалистов были ужасающими их запирали в сараях или
помещали в глубокие ямы. Часто пленных перемещали с места на место,
передавая от одного полевого командира другому. Многих советских
солдат вывозили на территорию современной пакистанской провинции
Хайбер-Пахтунхва она населена пуштунами, и здесь находились лагеря
моджахедов.
Афганцы отличались средневековой жестокостью, особенно по отношению
к коммунистам и комсомольцам. Не редкостью были избиения и пытки.
Один из самых жутких способов казни пленных назывался красный
тюльпан с одурманенных наркотиком русских заживо сдирали кожу, в
результате чего они погибали от болевого шока. Часто это делали
афганские женщины.
Иногда советские солдаты находили сослуживцев ещё живыми с
отрезанными конечностями афганцы перетягивали обрубки жгутами и
бросали пленных в таком виде для устрашения врага.
Согласно официальным сводкам, за десятилетие Советско-афганской
войны в плену оказались 330 человек. А число пропавших без вести
составляет 417 человек из них очень многие тоже, вероятно, были
пленены. Единственным выходом на чужбине для русских было принять
мусульманскую веру и жениться на местной женщине. Многие пленные
после этого весьма успешно интегрировались в афганское общество.