В Чехии программисты
бесплатно разработали
сервис по продаже электронных разрешений на проезд по платным
скоростным трассам, на который министр транспорта Владимир Кремлик
собирался потратить почти 16 миллионов евро. Министра отправили в
отставку.
Открытого конкурса на создание интернет-магазина и приложений для
iOS и Android не было четырехлетний контракт на разработку и
поддержку сайта изначально заключили с компанией Asseco Central
Europe. Глава компании Actum Digital Томаш Вондрачек назвал это
абсурдным и заявил, что ту же работу можно сделать за пару
дней.
Помимо высокой стоимости проекта программистов возмутил тот факт,
что тендер был закрытым. Вондарчек предложил провести хакатон и
создать аналог этого сервиса за одни выходные в офисе его компании.
На предложение откликнулись 300 человек, из которых выбрали 60.
27 января сайт fairznamka.cz заработал в тестовом режиме, сейчас на
нем можно купить виртуальный купон за символические деньги, которые
перечислят в фонд помощи детям, получившим тяжелые травмы.
Правительство Чехии предлагало заплатить разработчикам за помощь,
но в итоге приняло сайт в подарок, как и планировалось.
Мне показалось, что государственный заказ в том объеме, в
котором он был представлен в СМИ, и его заявленная стоимость
совершенно не соответствуют реальности, рассказал в интервью Радио
Свобода Томаш Вондрачек. Это абсолютное расточительство! И не
впервые государственные заказы в области IT превращаются в
мегаломанские и необоснованно дорогие проекты. Это для меня стало
последней каплей, потому что, по сути, речь идет не о таком уж
сложном проекте, разрабатываются намного более трудоемкие системы.
Четыреста один миллион крон за создание и четырехлетнюю
эксплуатацию такого сайта абсолютно нереальная цена.
<...>
Что государство сделало неправильно, добавил Вондрачек, это то, что
рассматривало проект целиком как секретный, и таким образом, он
должен был соответствовать определенным параметрам безопасности то
есть что его могут разрабатывать исключительно компании, которые
способны режим секретности соблюдать. В том числе речь шла и о тех
частях сайта, которые мы написали на протяжении двух выходных
дней.
Но как раз они секретными не являются, и их разработку можно было
выделить в отдельный тендер, который мог быть абсолютно открытым и
доступным для любых компаний, занимающихся разработкой программного
обеспечения. Если бы так произошло, стоимость этого проекта была бы
сразу в разы меньшей. Мы, к сожалению, не знаем деталей секретной
части сайта, мы не можем сказать, каков ее объем больше он или
меньше того, что сделали мы. Но я могу представить себе, какую
информацию государство хотело бы оставить секретной, и
приблизительно оцениваю эту часть проекта как схожую по объему с
тем, что было написано программистами в выходные. Мне кажется, что
государство специально подавало этот проект с такой помпой, чтобы
оправдаться за крайне завышенную стоимость.<...>
По словам Вондрачека, его компания не собирается участвовать в
тендере на дальнейшую поддержку сайта. На гонорары программистам и
сотрудникам его компании пойдут пожертвования, которые в эти дни
посыпались на счет его компании. Это было неожиданным и очень
тронуло, говорит Вондрачек.
Настоящее время, 29
января
Бывший министр транспорта Кремлик заявил, что конкурс был закрытым,
поскольку в его приоритетах было создание сервиса без задержек.
Новый министр Карел Гавличек сообщил, что контракты на разработку
сервисов для продажи автомобильных купонов пока отменят.