Катастрофа самолёта Ту-134, произошедшая 20 сентября 1986 года, не
имеет аналогов в отечественной истории и, скорее всего, в мировой
практике. Настолько чудовищной и глупой была гибель 70 пассажиров,
среди которых было 14 детей. А виной всему банальная скука,
безответственность капитана воздушного судна Александра Клюева и
пренебрежение правилами безопасности полётов.
[center]

[/cent
Рейс 6502 из Свердловска в Грозный был будничным. Взлёт прошёл без
эксцессов, так же как и последующей час полёта до места
промежуточной посадки аэропорта Куйбышева (ныне Самара). И здесь
командир корабля решил продемонстрировать членам экипажа своё
мастерство, поспорив, что сумеет выполнить посадку вслепую по
приборам.
Не менее странным кажется поведение второго пилота, штурмана и
инженера, которые согласились на подобную авантюру. Перед заходом
на посадку Клюев закрыл обзорные окна со своей стороны шторками и
приступил к снижению. Но, как оказалось, ориентироваться только по
показаниям приборов не так просто, поэтому к земле самолёт подходил
на слишком большой вертикальной и горизонтальной скоростях, к тому
же с тангажем попросту клюнув носом.
Больше всего в этой истории удивляет уровень безответственности со
стороны всех членов экипажа. Второй пилот явно видел, что сближение
с землёй носит аварийный характер, но предпринимать ничего не стал.
На высоте 35 м командир корабля понял, что снижение идёт не по
плану, и попросил помощника открыть окна, но было уже слишком
поздно.
Ту-134 с силой ударился о взлётную полосу с нагрузкой в 4G.
Конструкция самолёта не выдержала. Первыми сложились шасси, а затем
на два куска распался и корпус самолёта. По инерции
стотридцатьчетвёрка ещё проскользила по аэродрому около 300 м и
загорелась из-за вытекшего из баков горючего.
Аварийно-спасательная служба аэродрома оказалась на месте
практически сразу же, но спасти удалось немногих. Из-за того, что
во время крушения самолёт перевернулся, пассажиры оказались
пристёгнутыми в креслах и висящими вниз головой. 58 человек
погибло, отравившись продуктами горения, так и не сумев
отстегнуться и выбраться из-под обломков пылающего самолёта. Ещё 11
человек по той же причине скончались позже в больнице. Среди них
был и второй пилот, который, осознав свою ошибку, бросился спасать
пассажиров из салона.
Александр Клюев и другие члены экипажа отделались лёгкими травмами.
Все они были отстранены от пилотирования, а командир экипажа
(теперь уже бывший) получил 15 лет тюремного срока. После
пересмотра дела наказание было уменьшено до 6 лет, которые виновный
отбыл полностью, выйдя на свободу уже в совсем другой стране.