Это армянское село Азербайджанской ССР дало Советскому Союзу
столько героев (как отмеченных соответствующими званиями, так и
просто выдающихся уроженцев, добившихся всесоюзного признания), что
исследователи его истории до сих пор спорят: как так могло
случиться, что горное селение, на начало ХХ века не насчитывавшее и
двух тысяч человек, смогло выдать на гора такое количество отважных
кавказцев?
Не только мужчины, но и быки с
собаками
По словам руководителя армянской общины Юрия Миносяна, в армянском
селе Чардахлы (Чардахлу) силой было принято меряться не только
мужчинам, но и быкам с собаками, обычным делом являлись регулярные
борцовские состязания, в ледяной воде горного ручья мужское
население купалось круглогодично. Жители Чардахлы разводили быков и
соревновались с соседями, чей бык сильнее. Также проверяли и
красных волкодавов (пастушья порода собак, каждая особь крупнее
пары овец). Волкодав в одиночку мог завалить медведя.
Именно Миносян, опираясь на архивные данные, сообщил эти уникальные
исторические цифры, процитированные впоследствии сотни раз из
немногим более 1,2 тысячи мужчин Чардахлы, ушедших воевать на
Великую Отечественную, два земляка стали маршалами (Амазасп
Бабаджанян и Иван (Ованес) Баграмян). Справедливости ради следует
отметить, что маршальские звания им всё же присвоили уже после
войны: Баграмяну через 10 лет после Победы, Бабаджаняну через 22
года. Но звания Героев Советского Союза оба получили за воинские
подвиги во Второй мировой (ещё одну Золотую Звезду Баграмяну
вручили в 1970-х годах).
Помимо Баграмяна и Бабаджаняна, Миносян называет 12 генералов и 7
Героев Советского Союза выходцев из Чардахлы, каждый пятый земляк
на войне занимал высокую командирскую должность, у каждого второго
чардахлинца ордена и медали.
Если эти данные архивно подтверждаются, история участия жителей
данного горного села в Великой Отечественной войне достойна
отдельного исторического исследования.
Сначала бил, потом здравствуй
говорил
Об истоках доблести чардахлинцев рассказывали старожилы Чардахлы.
Армяне-христиане, перед тем как идти в атаку, надевали специальную
белую накидку в виде креста и дрались насмерть таково было
стремление показать, что их род не склонит голову в бою.
По словам старейшего учителя Чардахлы Арустама Карапетяна, будущего
Героя Советского Союза, а до войны пастуха Амазаспа Бабаджаняна
боялись все жители близлежащих армянских сёл, уж больно дерзким он
был: сначала бил, а потом здоровался, не прощал обидчикам,
отстаивал справедливость. Ему из-за строптивого характера пришлось
остаться с пятью классами образования. Но Амазасп всё же сумел
поступить в пехотную школу и навёрстывал упущенное упорными
занятиями. В результате у него были только отличные показатели.
Карапетян говорил, что Бабаджаняна (главного маршала бронетанковых
войск СССР с 1975 года) земляки почитали даже больше, чем
официально признанного маршала Баграмяна. Баграмян, правда, с этим
не спорил. О подвигах офицера-танкиста Бабаджаняна на его родине до
сих пор ходят легенды. Арустам Карапетян говорил, что немцы
называли его Чёрной пантерой за дерзость и быстроту маневрирования
в танковых атаках.
Что о природе отваги чардахлинцев
говорили сами маршалы
Иван (Ованес) Баграмян вспоминал, что во многом его характер
сформировали устные народные сказания об армянских национальных
героях, их подвигах. Амазасп Бабаджанян хранил в памяти легенду о
земляке, якобы поощрённом Петром I за отличие в Каспийском походе.
У Бабаджаняна в роду гордились предками-воинами, его дядя был
штабс-капитаном царской армии, Георгиевским кавалером, брат деда
стал генерал-майором.
Во времена СССР про воинские доблести уроженцев Чардахлы сняли
документальный фильм Село отважных. Хотели назвать его Маршалы из
села Чардахлу, но по настоянию Баграмяна, считавшего, что главные
герои это жители, наименование картины изменили.
В конце 1980-х Чардахлы попало в более печальную историю:
армяно-азербайджанский конфликт закончился выдавливанием армян из
этого села, они стали первыми беженцами Карабахской войны, свыше
300 семей навсегда покинули героическую родину. С 1991 года село
носит азербайджанское название Чанлибель (в переводе на русский оно
означает Колибри).