Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Советские бренды, покорившие Запад

Не единым автоматом Калашникова и водкой Stolichnaya славился Советский Союз! Экспортировались и куда более мирные вещи.


Внедорожник Нива


Этот советский автомобиль для села, хронически утопавшего в бездорожье, начал серийно производиться в 1977 году и внезапно стал первым в мире внедорожником малого класса. Проходимость Нивы была легендарна: машина забралась в Гималаях на рекордную высоту в 5726 м над уровнем моря, побывала на Северном полюсе, работала 12 лет в Антарктиде, не раз занимала призовые места в международных гонках, в том числе в знаменитом ралли Париж Дакар.

Внедорожник с постоянным полным приводом и большим количеством новаторских решений мирового уровня пользовался хорошим спросом за рубежом. Нива экспортировалась более чем в сто стран на всех континентах от Исландии до Австралии и от Чили до Японии. В результате 80% собранных Нив уходило на экспорт, а оставшиеся 20% были в СССР огромным дефицитом.


Как и у многих советских товаров на экспорт, качество Нивы, продававшейся за границу, было выше, автомобиль был комфортнее. По комфортабельности советскую экспортную Ниву сравнивали с люксовыми западными внедорожниками Range Rover и Mercedes-Benz Gelndewagen. В западных странах желающим приобрести легендарную Ниву приходилось записываться в очередь (и, что самое удивительное, записывались!).

Часы




С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире экспортеров часов и часовых механизмов. В иные годы экспортировалось более 20 миллионов часов и механизмов. Правда, за рубежом наши Ракеты, Чайки, Востоки продавались под местными наименованиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal и другими красивыми иностранными словами. Советские часы особым дизайном не блистали, но были качественно собраны, надежны и относительно дешевы.

О многом говорит тот факт, что, готовясь к операции Буря в пустыне, американцы выбрали для своих войск советские часы Командирские барнаульского завода Восток, закупив их в количестве 50 тысяч. Во время испытаний оказалось, что Командирские переносят экстремальные условия пустыни лучше швейцарских и японских часов.

Грузовик КамАЗ


В строительстве и оснащении Камского автозавода, ставшего последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, помимо 2000 советских предприятий участвовало более 700 европейских, американских, канадских и японских компаний. Для привлечения западных компаний СССР использовал кредиты, полученные у основного противника в холодной войне США. А базовой моделью для будущих КамАЗов был выбран американский грузовик International.

Модель нового советского грузовика оказалась настолько удачной, что сразу же стала предметом экспорта в страны по всему миру: в год продавалось несколько десятков тысяч машин. Это неудивительно: КамАЗ также проектировался как военный грузовик. А на оборонку в СССР работали лучшие умы, и продукция делалась на совесть: контроль со стороны военных был серьезный. Показательно, что первыми, кто получил КамАЗы, была Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

О качестве грузовика говорит тот факт, что команда КамАЗа 13 раз побеждала в престижном ралли Дакар.

Фотоаппарат Зенит


Советский Союз пытался экспортировать фотоаппараты еще в 2030-е годы прошлого века, но дальше эпизодических поставок дело не пошло. Лишь с 1948 года экспорт фотоаппаратов становится для СССР постоянной статьей дохода: советская фотопродукция экспортировалась более чем в 70 стран мира. Тут очень помогло вывезенное из Германии в счет репараций оборудование легендарных фирм Zeiss и Leika: в СССР появилась возможность делать более качественную фототехнику. Естественно, что техника, предназначенная на экспорт, собиралась и проверялась более качественно, чем продававшаяся в СССР.

Наиболее массово на экспорт шли фотоаппараты Зенит, причем не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию, Англию. С 1960 по 1970 год поставки за рубеж увеличились в восемь раз. Около четверти фотоаппаратов отправлялось на экспорт. А одну из лучших в мире панорамных камер Горизонт, производившуюся на том же заводе, что и Зенит, в СССР купить было крайне сложно, поскольку на экспорт шла подавляющая часть фотоаппаратов.


С увеличением количества экспортируемых Зенитов снизилось качество сборки, а модельный ряд постепенно безнадежно отстал от передовых иностранных образцов. В итоге экспорт Зенитов к концу советского периода постепенно сошел на нет.

Легковой автомобиль Москвич


Из всего семейства советских Москвичей особенно полюбился и запомнился на Западе Москвич-408, съезжавший с конвейера в 19641975 годах. Более 65% выпускаемых машин уходило на экспорт. В Скандинавии автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции как Moskvitch Elite 1360, в Англии (была даже специальная праворульная версия) как Moskvich 408, в Германии как Moskwitsch, в Финляндии как Moskvitsh Elite (двухфарный) и Elite de Luxe (четырехфарный).

Чтобы удовлетворить растущий спрос, в братской социалистической Болгарии был построен завод для рождения Москвичей. Правда, звали болгарского двойника Москвича Рила (от названия гор на юго-западе Болгарии).

Кроме того, Москвичи собирались из советских комплектующих в капиталистических Бельгии и Швеции. Кроме того, в Бельгии была создана совместная советско-бельгийская компания Scaldia-Volga для реализации, обслуживания и сборки советских легковых автомобилей в странах Бенилюкса.

Фотоаппарат Ломо

Редкий случай, когда советский бренд на Западе полюбили не за качество, а, наоборот, за отсутствие оного. Дело в том, что любовь иностранцев к советскому фотоаппарату ЛОМО компакт-автомат, вылившаяся в целый жанр ломографию, появилась после того, как два австрийских студента купили в России эти советские мыльницы.

Вскоре студенты заметили, что оптика мыльниц любопытно искажает изображение: производители по сложившейся традиции не считали нужным так сильно заботиться о качестве продукции, как это делали в отношении экспортной техники.

В итоге такая халатность отечественных производителей сыграла положительную роль. Ломография вскоре охватила множество стран, и тысячи ломографов отныне ищут красоту в заведомо некачественных пленочных кадрах, снятых с необычных рак урсов. Кстати, образцом для конструирования камеры ЛОМО компакт-автомат сталяпонский фотоаппарат Cosina CX-2.
Источник
Источник: ekabu.ru
К списку статей
Опубликовано: 21.05.2022 09:42:40
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Авто

Ссср

Последние комментарии

© 2006-2022, wellwebway.ru