Не единым автоматом Калашникова и водкой Stolichnaya славился
Советский Союз! Экспортировались и куда более мирные вещи.
Внедорожник Нива
Этот советский автомобиль для села, хронически утопавшего в
бездорожье, начал серийно производиться в 1977 году и внезапно стал
первым в мире внедорожником малого класса. Проходимость Нивы была
легендарна: машина забралась в Гималаях на рекордную высоту в 5726
м над уровнем моря, побывала на Северном полюсе, работала 12 лет в
Антарктиде, не раз занимала призовые места в международных гонках,
в том числе в знаменитом ралли Париж Дакар.
Внедорожник с постоянным полным приводом и большим количеством
новаторских решений мирового уровня пользовался хорошим спросом за
рубежом. Нива экспортировалась более чем в сто стран на всех
континентах от Исландии до Австралии и от Чили до Японии. В
результате 80% собранных Нив уходило на экспорт, а оставшиеся 20%
были в СССР огромным дефицитом.
Как и у многих советских товаров на экспорт, качество Нивы,
продававшейся за границу, было выше, автомобиль был комфортнее. По
комфортабельности советскую экспортную Ниву сравнивали с люксовыми
западными внедорожниками Range Rover и Mercedes-Benz Gelndewagen. В
западных странах желающим приобрести легендарную Ниву приходилось
записываться в очередь (и, что самое удивительное,
записывались!).
Часы
С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире
экспортеров часов и часовых механизмов. В иные годы
экспортировалось более 20 миллионов часов и механизмов. Правда, за
рубежом наши Ракеты, Чайки, Востоки продавались под местными
наименованиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal и другими красивыми
иностранными словами. Советские часы особым дизайном не блистали,
но были качественно собраны, надежны и относительно дешевы.
О многом говорит тот факт, что, готовясь к операции Буря в пустыне,
американцы выбрали для своих войск советские часы Командирские
барнаульского завода Восток, закупив их в количестве 50 тысяч. Во
время испытаний оказалось, что Командирские переносят экстремальные
условия пустыни лучше швейцарских и японских часов.
Грузовик КамАЗ
В строительстве и оснащении Камского автозавода, ставшего последней
всесоюзной ударной комсомольской стройкой, помимо 2000 советских
предприятий участвовало более 700 европейских, американских,
канадских и японских компаний. Для привлечения западных компаний
СССР использовал кредиты, полученные у основного противника в
холодной войне США. А базовой моделью для будущих КамАЗов был
выбран американский грузовик International.
Модель нового советского грузовика оказалась настолько удачной, что
сразу же стала предметом экспорта в страны по всему миру: в год
продавалось несколько десятков тысяч машин. Это неудивительно:
КамАЗ также проектировался как военный грузовик. А на оборонку в
СССР работали лучшие умы, и продукция делалась на совесть: контроль
со стороны военных был серьезный. Показательно, что первыми, кто
получил КамАЗы, была Группа советских войск в Германии (ГСВГ).
О качестве грузовика говорит тот факт, что команда КамАЗа 13 раз
побеждала в престижном ралли Дакар.
Фотоаппарат Зенит
Советский Союз пытался экспортировать фотоаппараты еще в 2030-е
годы прошлого века, но дальше эпизодических поставок дело не пошло.
Лишь с 1948 года экспорт фотоаппаратов становится для СССР
постоянной статьей дохода: советская фотопродукция экспортировалась
более чем в 70 стран мира. Тут очень помогло вывезенное из Германии
в счет репараций оборудование легендарных фирм Zeiss и Leika: в
СССР появилась возможность делать более качественную фототехнику.
Естественно, что техника, предназначенная на экспорт, собиралась и
проверялась более качественно, чем продававшаяся в СССР.
Наиболее массово на экспорт шли фотоаппараты Зенит, причем не
только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию,
Францию, Англию. С 1960 по 1970 год поставки за рубеж увеличились в
восемь раз. Около четверти фотоаппаратов отправлялось на экспорт. А
одну из лучших в мире панорамных камер Горизонт, производившуюся на
том же заводе, что и Зенит, в СССР купить было крайне сложно,
поскольку на экспорт шла подавляющая часть фотоаппаратов.
С увеличением количества экспортируемых Зенитов снизилось качество
сборки, а модельный ряд постепенно безнадежно отстал от передовых
иностранных образцов. В итоге экспорт Зенитов к концу советского
периода постепенно сошел на нет.
Легковой автомобиль Москвич
Из всего семейства советских Москвичей особенно полюбился и
запомнился на Западе Москвич-408, съезжавший с конвейера в 19641975
годах. Более 65% выпускаемых машин уходило на экспорт. В
Скандинавии автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции
как Moskvitch Elite 1360, в Англии (была даже специальная
праворульная версия) как Moskvich 408, в Германии как Moskwitsch, в
Финляндии как Moskvitsh Elite (двухфарный) и Elite de Luxe
(четырехфарный).
Чтобы удовлетворить растущий спрос, в братской социалистической
Болгарии был построен завод для рождения Москвичей. Правда, звали
болгарского двойника Москвича Рила (от названия гор на юго-западе
Болгарии).
Кроме того, Москвичи собирались из советских комплектующих в
капиталистических Бельгии и Швеции. Кроме того, в Бельгии была
создана совместная советско-бельгийская компания Scaldia-Volga для
реализации, обслуживания и сборки советских легковых автомобилей в
странах Бенилюкса.
Фотоаппарат Ломо
Редкий случай, когда советский бренд на Западе полюбили не за
качество, а, наоборот, за отсутствие оного. Дело в том, что любовь
иностранцев к советскому фотоаппарату ЛОМО компакт-автомат,
вылившаяся в целый жанр ломографию, появилась после того, как два
австрийских студента купили в России эти советские мыльницы.
Вскоре студенты заметили, что оптика мыльниц любопытно искажает
изображение: производители по сложившейся традиции не считали
нужным так сильно заботиться о качестве продукции, как это делали в
отношении экспортной техники.
В итоге такая халатность отечественных производителей сыграла
положительную роль. Ломография вскоре охватила множество стран, и
тысячи ломографов отныне ищут красоту в заведомо некачественных
пленочных кадрах, снятых с необычных рак урсов. Кстати, образцом
для конструирования камеры ЛОМО компакт-автомат сталяпонский
фотоаппарат Cosina CX-2.
Источник