Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Колонка Esquire как отличить хорошую архитектуру от плохой

Архитектор и один из кураторов выставки Арх Москва Кирилл Асс утверждает, что для этого вполне достаточно воспитать в себе три очень несложных умения.



Отличить хорошую архитектуру от плохой несложно: как и во всех других искусствах, в архитектуре главную роль играет творческий дух. Если нет этого духа, нет и хорошей архитектуры. Правда, нелепые дома старой (то есть до 1990 года) архитектуры тоже могут считаться ценными просто потому, что они стары. Но это не должно вводить нас в заблуждение. Старая архитектура не всегда хороша, но мы ее ценим как проявление прошлого, как и новая не всегда плоха, но мы ее критикуем не за новизну.

Первое, что нужно, чтобы опознать хорошую архитектуру, это смотреть на нее. Как и с любым другим умением, практика тут решает все. Если архитектуру разглядывать внимательно, запоминать ее и сравнивать, то вкус к ней начинает развиваться довольно быстро. Опытный зритель быстрее понимает язык архитектуры, и то, что слова на нем могут складываться и в глупые восклицания, и в тонкие стихотворения. В языке архитектуры существуют три части речи: форма здания, масштаб здания и детали.



Требования к форме здания очень просты. Она должна быть уместной и убедительной в связи с тем, для чего это здание построено. Гораздо сложнее понятие масштаба. Всякое здание создается для человека, и поэтому все в нем должно учитывать величину человеческого тела и законы человеческого восприятия. Грандиозные врата храмов указывают людям место перед Всевышним, а маленькие двери забегаловок простоту и доступность. Но этого мало. Правильное соотношение частей здания позволяет человеку не чувствовать себя подавленным огромным домом и не ощущать себя нищим даже в скромной лачуге. Наконец, детали это то, что позволяет почувствовать здание близким себе и осознать его размер. Часто думают, что под крышей дома детали карниза могут быть грубыми, все равно не видно. Но это не так. Глаз сразу улавливает дисгармонию грубость заметна. Кажется, что кровля падает на землю. Поэтому мелкие детали и узнаются мелкими, зритель распознает и тщательность работы, и их отдаленность. Благодаря им становится яснее размах всего здания. И наконец, именно детали несут след мысли и заботы, человеческой руки, и делают здание постижимым как плод труда.

Чтобы лучше понимать архитектуру, нужно, конечно, хотя бы в самых общих чертах познакомиться с ее историей. Конечно, замечательно осмотреть для этого несколько великих городов. Но, в общем-то, можно и просто изучить несколько книг о главных эпохах в архитектуре: об античности, готике, Возрождении, барокко, классицизме, модернизме. Но это вовсе не список стилей, которые непременно нужно различать. Стили вообще вещь в архитектуре не определяющая. Напротив, за декоративными приемами и разными типами конструкций стоят одни и те же принципы, не меняющиеся веками. Знакомство с историей архитектуры позволяет увидеть эти принципы в действии, в работах лучших мастеров. А побочным эффектом этого образования становится привычка читать чертежи, позволяющая уловить черты здания по его проекциям планам, фасадам и разрезам. Она будет полезна, если вы вступаете в отношения с архитектором, проектирующим ваш дом или интерьер.

Последнее, что остается усвоить, чтобы начать понимать архитектуру, наиболее доступное умение, требующее лишь небольшого усилия и, как всегда, практики, это умение чувствовать. Всякое здание создает у зрителя определенное ощущение. Готические соборы с их иерархией и искажением пропорций, регулярные сады эпохи Просвещения это ясные, легко читаемые образцы. В каждом, самом неброском строении, даже когда кажется, что его устройство продиктовано крайней нуждой или исключительно практическими соображениями, проявляется мировосприятие строителя и его времени. Уловить его задача наблюдателя. А умение почувствовать легко развивается там, где чувствовать легко, в зданиях, заведомо отличающихся мастерством исполнения. Начав с простых, можно экспериментировать с более сложными зданиями, не столь явными в своей выразительности. Со временем мы научимся чувствовать самые неочевидные здания и оценивать их.

Итак, чтобы понимать архитектуру, требуются три умения: способность видеть устройство здания и его частей в их взаимосвязи, знание предыстории, позволяющее сравнивать, и умение чувствовать, открывающее двери в мир зданий.
Источник: ekabu.ru
К списку статей
Опубликовано: 18.05.2020 09:55:19
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Дом

Лайфхаки

Последние комментарии

© 2006-2020, wellwebway.ru