Хочешь мира готовься к войне. Именно этим принципом, высказанным
когда-то римским историком Корнелием Непотом, руководствуются
военные любой строны. Особенно, если речь идет о мировых
сверхдержавах, России, США, Китае С российской стороны таким
пожеланием мира стала разработка истребителя под скромным индексом
АТН-51, прозванного американцами Черной чумой.
Что напугало
американцев?
Сведения о разработке крайне противоречивы. Во всяком случае это
касается российского сегмента интернета. Возможно американским
военным известно чуть больше, что и вызывает у них опасения.
Интернет-источники (например, тематический сайт Книга войны)
указывают на следующие особенности самолета:
Увеличенная дальность полета без дозаправки. Поговаривают о 32
тоннах топлива, что достаточно для преодоления 15 000 км воздушного
пути;
Скорость в несколько раз больше звуковой. Эксперты приводят данные
до 4,5 Махов, то есть путь от Москвы до Вашингтона, например,
АТН-51 проделает всего за пару часов;
Тяжелое высокоточное вооружение. Речь идет о 10 ракетах в
барабанной пусковой установке плюс ракеты в боковых стеках. Хотя
прямо никто не говорит, но все они могут нести ядерные заряды.
Все эти параметры плюс мощная силовая установка, потолок высоты в
42 000 метров и обилие электроники впечатляют сами по себе. Но, как
указывает военный эксперт Сергей Лыжин в статье Самолет АТН-51
Черная чума, такой истребитель-бомбардировщик российским (как и
американским) ВВС вроде бы не нужен. Ведь действительно, не
Вашингтон же бомбить мы собрались. Есть только один вариант
применения подобной машины.
На защите северных
рубежей
Огромная дальность полета, высокая скорость и маневренность при
столь мощном вооружении наводит на мыль о том, что АТН-51 вполне
может использоваться для патрулирования Арктических территорий. Тем
более, что сейчас довольно остро стоит вопрос о полярных
территориях России. Глава минприроды и экологии РФ Сергей Донской в
бытность свою министром (2012-2018 гг.) не раз заявлял о претензиях
России на полярные области Арктики, которые являются продолжением
материкового шельфа.
Правда вопрос так и остается открытым, а сами области оспариваются
Данией и Канадой, которые считают район Северного Ледовитого океана
вблизи Северного полюса продолжением шельфа Гренландии и Северной
части Канады, соответственно. В свете этого наличие самолета,
способного в случае чего отстоять притязания страны, точно не будет
лишним.
Правда или
миф?
Впервые информация об АТН-51 появилась в 2011 году, но с тех пор ни
одного подтверждения разработки от официальных лиц не последовало.
Впрочем, не звучало и опровержений. Эксперты и специалисты в
области вооружений расходятся во мнениях: считать проект реальным
или мифическим. Нам кажется наиболее адекватным мнение военного
историка Андрея Романова, который говорит, что как проект АТН-51
вполне существует, но как реальный самолет появится едва ли. Скорее
всего, речь идет о нескольких параллельных разработках, которые
людская молва объединила в одну: о потенциальном истребителе
шестого поколения и тяговом самолете, который будет использоваться
для подъема Глайдера Ю-71, несущего ракеты Сармат. Во всяком случае
такой вывод можно сделать из слов Юрия Борисова заместителя
председателя правительства РФ по вопросам ВПК.