Пытливое человечество достигло Южного и Северного полюсов планеты
практически одновременно в начале прошлого века. Уже в первых своих
походах исследователи использовали машины. Специальные
морозостойкие вездеходы продолжают строить и сейчас. При этом
далеко не всем дорогостоящим уникальным механизмам оказались по
силам поставленные задачи. И наоборот прошедшие специальную
подготовку гражданские автомобили проявили в суровых условиях
неожиданную стойкость. Примеров тому немало. В нашей подборке мы
собрали десять достойных упоминания арктических экземпляров.
Дешевая рабочая
сила
>>> CIC Rover
Беспилотный транспортный модуль совместная разработка датских,
норвежских и американских ученых выполнил свою первую миссию 4 июля
2017 года в северной части Гренландии. Аппарат, способный
перевозить до 170 кг груза на расстояние до 20 км, работал в
тестовом режиме на международном проекте по исследованию движения
льдов EastGrip. Водруженная на четыре колеса коробка габаритами 80
х 60 х 61 см приводится в движение двумя электромоторами, питаемыми
в свою очередь парой обычных свинцовых аккумуляторов емкостью 70
Ач. Уникален же этот незатейливый морозостойкий механизм не столько
свой проходимостью и автономностью, сколько низкой стоимостью. Как
заявляют создатели бродяги, его базовые комплектующие можно
напечатать на ЗD-принтере, а для управления электроникой не
требуется специального ПО. Все необходимые программы есть в
свободном доступе. В итоге готовое изделие обойдется заказчикам
всего в 3000 долл., что в десять раз дешевле сопоставимых по
эффективности действующих транспортных платформ.

Быстрый и
беспощадный
>>> Чаборз М-З
В феврале 2017 года в Гудермесе освоили выпуск трехместного легкого
тактического вездехода Чаборз М-З. Не заставила себя долго ждать и
версия, адаптированная для арктических условий. Разработанный
совместно с Российским университетом спецназа уникальный снегоход
продемонстрировал свои недюжинные способности буквально через год,
во время военных учений на Земле Франца-Иосифа. Чтобы багги ловко
двигался по заснеженной и ледяной поверхности, его задние ведущие
колеса заменили гусеничными траками, а вместо передних установили
лыжи. Трехместная компоновка сохранилась кроме водителя в экипаж
боевой машины входят стрелок и восседающий чуть выше боец,
способный вести огонь из различных видов оружия. Например, из
пулемета или 30-мм автоматического гранатомета, для которых
предусмотрены специальные крепления. Полная масса гусеничного багги
1270 кг, а максимальная скорость 130 км/ч. Компактные размеры
позволяют осуществлять доставку машины к месту операций не только
грузовыми самолетами, но и посредством вертолетов Ми-17.

Полный назад
>>> Snow Cruiser
Весил 17-метровый Снежный крейсер 34 т, вмещал пять человек и с
помощью двух 150-сильных дизель-генераторов мог разогнаться почти
до 50 км/ч. Имеющихся на борту запасов топлива должно было хватить
более чем на 8 тыс. км. Создали этого многообещающего гиганта в
1939 году в Технологическом институте Иллинойса для очередной
экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду. Стоимость проекта составила
300 тыс. долл. По замыслу исследователей, Крейсер должен быть
объехать почти всю береговую линию шестого материка и дважды
побывать на Южном полюсе. Но с самого начала предприятия все пошло
вкривь и вкось. Попав на глубокий снег, тяжелый вездеход тут же
увяз. Только после того как экипаж присоединил к передним колесам
запасные, а на задние надел цепи, машина смогла двигаться причем
задним ходом быстрее и увереннее. Таким образом за две недели
удалось проехать лишь 148 км. Двигатели, несмотря на лютый холод,
перегревались. В итоге корабль остановили и несколько месяцев, пока
не прекратилось финансирование, использовали в роли стационарной
полярной станции. Последний раз замерзший в Антарктиде Крейсер
видели в 1958 году.

Отдельное жилье
>>> КамАЗ Арктика
К ходовым испытаниям своего нового вездехода КамАЗ приступил весной
2018 года. Согласно техническим требованиям возведенный на
шарнирно-сочлененной раме 6-колесный полноприводный аппарат должен
выдерживать температуры до -60 С, причем в условиях абсолютного
бездорожья. Оснащенный V-цилиндровым дизельным мотором автомобиль
способен разгоняться до 50 км/ч. Заявленный клиренс 70 см. Для
обеспечения максимальной проходимости машина также экипирована
специальными шинами низкого давления шириной более метра.
Собственно, из-за них вездеходу и понадобилась оригинальная
ломающаяся рама. С обычной рамой из-за негабаритных катков радиус
разворота получался огромным. Еще одна уникальная особенность
Арктики установленный за кабиной отдельный жилой модуль. В
своеобразном купе есть резервуар с запасом воды, электрический
генератор, спальные места, туалет, умывальник, душ, холодильник и
даже телевизор. Для связи с остальным миром предусмотрен
спутниковый телефон. С такой экипировкой экипаж может продержаться
минимум трое суток.

Папанинцы
>>> НАТИ-В
В 1933 году в московском научном автотракторном институте
разработали опытный образец полугусеничного автомобиля НАТИ-В. Уже
в следующем году машина пошла в серию. Построенный на базе
обыкновенной полуторки ГАЗ-АА вездеход был оснащен движителями с
резинометаллическими гусеницами. В случае необходимости на передние
колеса можно было прикрепить пару лыж. Двигатель инженеры
использовали стандартный 50-сильный, но в дополнение к штатному
40-литровому баку установили запасной резервуар емкостью 65 л.
Последний был закреплен под грузовой платформой в средней ее части.
Всего же бензина хватало на 200 км хода. При массе 2800 кг
автомобиль мог перевозить 1200 кг груза. Главным заказчиком
вездеходов была Красная армия. Вместе с тем небольшая партия НАТИ-В
работала на базе при подготовке экспедиции Северный полюс 1 под
руководством Ивана Папанина. Исследователи Арктики использовали их
в качестве более маневренной и скоростной альтернативы тракторам.
Чудом сохранившиеся остовы двух машин год назад были вывезены с
арктического острова Рудольфа для реставрации.

Водоплавающий
>>> Бурлак
В основу российского шестиколесного автомобиля-амфибии легла
концепция БТР-60. Кроме узлов упомянутого бронетранспортера
екатеринбургский конструктор Алексей Макаров использовал для своего
вездехода детали внедорожника Toyota Land Cruiser, в том числе и
145-сильный дизель. Автоматическая коробка передач полностью
оригинальная, шины низкого давления были заказаны в Китае.
Примечательно, что у этого аппарата есть еще и гребной винт. С его
помощью и благодаря выполненному из алюминиевого листа легкому
герметичному корпусу Бурлаку удается не только держаться на плаву,
но и уверенно маневрировать в разломах льда. Чтобы не вылезать на
мороз в суровых полярных условиях, добраться к силовому агрегату
можно непосредственно из салона. Оборудованный спальными местами,
кухней с газовыми горелками и умывальником пассажирский отсек
машины рассчитан для комфортного отдыха экипажа из четырех человек.
В марте 2016 года вездеход прошел полномасштабные тесты на
приполярном Урале и в Карском море. За 16 дней испытатели проехали
2800 км. За все это время не случилось ни единого отказа
техники.

Универсальный
солдат
>>> Arktos Craft
Канадский аварийно-спасательный вездеход аппарат поистине
всемогущий. Построенная фирмой Arktos Development двухчастная
32-тонная машина вмещает 52 человека и способна перевозить до 20 т
груза. Термостойкие кевларовые корпуса амфибии прошли в 2000 году
испытания пожаром и не боятся жестких столкновений с льдинами.
Тесты также подтвердили работоспособность аппарата при температуре
-50 С и способность взбираться на 35-градусные склоны. На твердом
покрытии или в глубоком снегу Arktos передвигается за счет
приводимых парой 260-сильных дизелей гусениц. Движение в воде
обеспечивают понтоны и водометы. Когда необходимо выбраться из
воды, расположенный в сцепке специальный гидравлический механизм
толкает переднюю секцию вверх, чтобы та смогла зацепиться своими
зубастыми гусеницами за скользкую ледяную поверхность или усыпанный
гравием берег. Несмотря на высокую стоимость (от 3 млн долл.), этот
фантастически живучий вездеход поступил на службу в подразделение
береговой охраны США, его также закупили спасатели Казахстана и ряд
нефтяных компаний.

Приключения
Электроника
>>> Venturi Antarctica
Построившая первый в современной истории электрический спорткар
фирма Venturi Automobiles соорудила вездеход для полярников.
Понятное дело, электрический. На состоявшейся в конце прошлого года
презентации изделия в Монако присутствовал сам князь Альберт II.
Согласно информации на сайте компании, именно ему пришла идея
создания морозостойкого вездехода с нулевыми показателями вредных
выбросов. Кузов трехместного гусеничного внедорожника выполнен из
пластика. Что, впрочем, не мешает машине выдерживать температуры до
-50 С. Аппарат приводят в движение два мотора по 100 кВт. О
времени, необходимом для восстановления энергии аккумуляторов,
ничего не сказано, зато известно, что двухтонная Venturi Antarctica
способна разогнаться до 25 км/ч и проехать на одной зарядке до 45
км. В конце февраля эковездеход участвовал в экспедиции на севере
Британской Колумбии в Канаде, где преодолел 42-километровый маршрут
от озера Дис-Лейк до коммуны Телеграф. Так что запаса батарей
хватило. В дальнейшем машину собираются отправить на Южный полюс
для работы в научных исследованиях.

Арктический
спецназ
>>> ГАЗ-3344
Отечественный двухзвенный гусеничный снегоболотоход выпускают с
2012 года на Заволжском заводе тягачей. Предназначенная для службы
в суровых дорожных и климатических условиях машина нашла своих
первых покупателей среди геологов, нефтяников и спасателей. После
серии арктических тестов, включающих поход из Тикси на остров
Котельный, начали поступать заказы и от Министерства обороны. В
первом модуле морозостойкого проходимца расположена кабина на пять
человек и моторно-трансмиссионное отделение, второй модуль вмещает
16 человек и может быть легко переоборудован в командный пункт,
техническую мастерскую или медицинский блок. Оснащенный
отечественным 190-сильным дизелем ЯМЗ либо американским агрегатом
Cummins вездеход способен подниматься на 35-градусный склон,
двигаться с креном до 25, преодолевать траншеи шириной до 3 м, а
если прикажут, то и плавать со скоростью до 6 км/ч. На твердой и
ровной суше ГАЗ-3344 разгоняется до 60 км/ч и расходует в среднем
50 л топлива на 100 км.

Морозостойкое
насекомое
>>> Volkswagen Beetle
От машин, помогающих полярникам в их рутинной работе, вовсе не
требуются способности гусеничных тракторов и специальных
вездеходов. Так что пусть вас не удивляет присутствие в нашей
подборке этого красного жука. Рэя Макмахона, начальника
австралийской экспедиции на станции ANARE Mawson, наличие у
автомобиля двигателя с воздушным охлаждением вовсе не смутило, и в
январе 1963 года бюджетный хетчбэк высадился в Антарктиде. Немецкая
компания совершенно безвозмездно предоставила исследователям не
только сам Beetle, но и изрядное количество запчастей. Машина хотя
и была выбрана совершенно случайно, перед отправкой на Южный полюс
прошла подготовку для работы в условиях низких температур. На жука
установили детали, предназначенные для скандинавских комплектаций,
дополнительную термоизоляцию и два аккумулятора. Фольксваген под
именем Antarctica 1 проработал на станции целый год. В течение
этого срока, за исключением трещин силовых элементов кузова в
районе крепления передней подвески, никаких слабых мест в машине
выявлено не было. Да и тот единственный недостаток легко устранили
на месте.
