Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Школа на картинах старых мастеров Порка, спящий учитель и другие интересные факты об образовании прошлого





Система образования часто вызывает у нас желание покритиковать ее. Не нравится учебная программа, не устраивает учитель, невкусно накормили в школьной столовой Однако рассматривая картины старинных мастеров жанровой живописи из разных стран, понимаешь, что на самом деле школьное образование стремительно развивается. Судя по всему, быть школяром 200-300 лет назад было очень нелегко.


Учителя и ученики


Еще в Древней Греции педагогом - т.е. ведущим ребенка называли раба, в обязанности которого входило просто доставить дитя из знатной семьи до школы и привести его обратно. Причем известно, что на это дело отдавались обычно не самые сильные и ловкие слуги, которые могли быть полезными в других делах, а старые и хромые. Судя по картинам фламандцев, к XVII веку ситуация с опытными педагогическими кадрами, конечно, изменилась, но не сильно. Образование в то время уже было трехступенчатым: в Голландии существовали младшие школы, средние, которые назывались латинскими, и высшие учебные заведения университеты. Если учителя в средних школах уже должны были обладать хоть какими-то знаниями, то в младших классах они порой даже сами не умели читать.





Именно эти школы воспел в своих полотнах знаменитый мастер жанровой живописи Ян Стен. На его картинах мы можем увидеть просторное школьное помещение и разновозрастных учеников. В младшую школу послали детей от трех лет, причем и мальчиков, и девочек. Судя по всему, основной задачей учителя было не научить их чему-нибудь, а просто не дать разнести школу. Недаром в Голландии существовала поговорка: Уж лучше мимо кузни пройти, чем мимо школы. Причем девиз все лучшее - детям придумали намного позднее, поэтому школы, особенно деревенские, могли располагаться в старых конюшнях или сараях. Так как желающих справляться с орущей толпой малышей было мало, а квалификации и знаний от учителя особых не требовалось, то на педагогов первой ступени брали и женщин.





Такая схема начального образования (один разновозрастный класс и один учитель) существовала во всех странах Европы, в Америке и в России. Она сохранилась без изменений до XIX века. Часто школа была одна на много деревень, и ребята вынуждены были ходить в нее за несколько километров. Учителя жили обычно при школе или по очереди в семьях учеников. Иногда учительствовали молодые девушки, получившие образование, но только до замужества. Дальше считалось, что домашние дела уже не позволят женщине полноценно работать.

Учиться понемногу, чему-нибудь и как-нибудь


Время занятий, в зависимости от страны и области, могло варьироваться. Так, в сельской местности бессмысленно было собирать детей на учебу летом и осенью в самую горячую пору маленьких помощников родители просто не отпускали. Учеба долгое время считалась баловством, а вот работа в поле или на огороде это настоящее дело. Поэтому, пока урожай не был убран, школы даже не открывались. Начало занятий могло наступить и в начале зимы. День 1 сентября в нашей стране узаконили лишь после 1935 года.




А вот в Голландии для школ второй ступени каникулы составляли, наоборот, всего лишь месяц. Те, кто приступил уже к изучению латыни и серьезно занялся каллиграфией, которая в те времена была важнейшим из умений, трудились уже более серьезно. Причем работала школа весь день, с утра до вечера, с двумя большими перерывами. Учебный процесс заключался в том, что дети по очереди подходили к учителю, получали задание и садились его выполнять. Вот одна из арифметических задач того времени: Два человека купили в складчину восемь пинт вина и хотели бы разделить их поровну. Но чтобы разделить купленное вино на равные части, у них нет другой меры, кроме одной бутылки в пять пинт и другой в три. Вопрос: как следует им поступить?

Преступление и наказание


Судя по картинам, маленьких шалунов постоянно надо было воспитывать. Методы и орудия, применяемые для этого мы тоже можем в избытке увидеть на старинных полотнах. Розги, линейка, стул позора или наше, местное, на горох - педагогика в те времена даже не предполагала воспитания без телесных наказаний.





В Голландии тоже была пара своих, особенных, приемов. Один из них это вычесывание. Учитель с помощью металлической расчески быстро, но очень болезненно приводил в порядок шевелюру неопрятного ученика. А вот второй инструмент настолько часто изображается на картинах, что, вероятно, он был таким же обычным атрибутом учителя, как позднее указка.




Эта странная деревянная ложка в руках педагога - paddle лопатка для телесных наказаний. В переводе это слово означает и лопатку, и весло. Били ею чаще всего по рукам, но мальчикам могло достаться и по другим частям тела. Девочек же лупили только по ладоням, так как женское тело, созданное для деторождения, все-таки боялись повредить.





Кстати, поисковый запрос по этому предмету выдал в результатах большое число современных вариантов весел для порки, предлагаемых на продажу. Правда, после небольшой заминки и раздумий о путях современного образования, по агрессивному дизайну этих изделий (черная кожа, заклепки), пришлось признать, что новодел, пожалуй, уже из другой оперы.




Почет и уважение





Вопрос учительских зарплат уже по традиции стал таким же болезненным, как и качество школьного образования. Еще 200 лет назад эта проблема решалась просто за обучение отпрысков платили родители. В сельских школах кроме небольшого денежного вознаграждения было принято благодарить учителя и натурой - то есть продуктами питания. Причем эти взносы также были регулярными. Отдельно родители обеспечивали педагога и дровами на зиму.




Можно ругать систему школьного образования сколько угодно, однако приходится признать, что во все времена главным все-таки остается желание ребенка получить знания, ведь даже из несовершенных средневековых школ выходили талантливые ученые и просто грамотные люди.




Источник: https://kulturologia.ru
Источник: ekabu.ru
К списку статей
Опубликовано: 31.12.2019 13:47:44
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Истории

Картины

Последние комментарии

© 2006-2020, wellwebway.ru