Система образования часто вызывает у нас желание покритиковать ее.
Не нравится учебная программа, не устраивает учитель, невкусно
накормили в школьной столовой Однако рассматривая картины старинных
мастеров жанровой живописи из разных стран, понимаешь, что на самом
деле школьное образование стремительно развивается. Судя по всему,
быть школяром 200-300 лет назад было очень нелегко.
Учителя и ученики
Еще в Древней Греции педагогом - т.е. ведущим ребенка называли
раба, в обязанности которого входило просто доставить дитя из
знатной семьи до школы и привести его обратно. Причем известно, что
на это дело отдавались обычно не самые сильные и ловкие слуги,
которые могли быть полезными в других делах, а старые и хромые.
Судя по картинам фламандцев, к XVII веку ситуация с опытными
педагогическими кадрами, конечно, изменилась, но не сильно.
Образование в то время уже было трехступенчатым: в Голландии
существовали младшие школы, средние, которые назывались латинскими,
и высшие учебные заведения университеты. Если учителя в средних
школах уже должны были обладать хоть какими-то знаниями, то в
младших классах они порой даже сами не умели читать.

Именно эти школы воспел в своих полотнах знаменитый мастер жанровой
живописи Ян Стен. На его картинах мы можем увидеть просторное
школьное помещение и разновозрастных учеников. В младшую школу
послали детей от трех лет, причем и мальчиков, и девочек. Судя по
всему, основной задачей учителя было не научить их чему-нибудь, а
просто не дать разнести школу. Недаром в Голландии существовала
поговорка: Уж лучше мимо кузни пройти, чем мимо школы. Причем девиз
все лучшее - детям придумали намного позднее, поэтому школы,
особенно деревенские, могли располагаться в старых конюшнях или
сараях. Так как желающих справляться с орущей толпой малышей было
мало, а квалификации и знаний от учителя особых не требовалось, то
на педагогов первой ступени брали и женщин.

Такая схема начального образования (один разновозрастный класс и
один учитель) существовала во всех странах Европы, в Америке и в
России. Она сохранилась без изменений до XIX века. Часто школа была
одна на много деревень, и ребята вынуждены были ходить в нее за
несколько километров. Учителя жили обычно при школе или по очереди
в семьях учеников. Иногда учительствовали молодые девушки,
получившие образование, но только до замужества. Дальше считалось,
что домашние дела уже не позволят женщине полноценно работать.
Учиться понемногу, чему-нибудь и
как-нибудь
Время занятий, в зависимости от страны и области, могло
варьироваться. Так, в сельской местности бессмысленно было собирать
детей на учебу летом и осенью в самую горячую пору маленьких
помощников родители просто не отпускали. Учеба долгое время
считалась баловством, а вот работа в поле или на огороде это
настоящее дело. Поэтому, пока урожай не был убран, школы даже не
открывались. Начало занятий могло наступить и в начале зимы. День 1
сентября в нашей стране узаконили лишь после 1935 года.

А вот в Голландии для школ второй ступени каникулы составляли,
наоборот, всего лишь месяц. Те, кто приступил уже к изучению латыни
и серьезно занялся каллиграфией, которая в те времена была
важнейшим из умений, трудились уже более серьезно. Причем работала
школа весь день, с утра до вечера, с двумя большими перерывами.
Учебный процесс заключался в том, что дети по очереди подходили к
учителю, получали задание и садились его выполнять. Вот одна из
арифметических задач того времени: Два человека купили в складчину
восемь пинт вина и хотели бы разделить их поровну. Но чтобы
разделить купленное вино на равные части, у них нет другой меры,
кроме одной бутылки в пять пинт и другой в три. Вопрос: как следует
им поступить?
Преступление и наказание
Судя по картинам, маленьких шалунов постоянно надо было
воспитывать. Методы и орудия, применяемые для этого мы тоже можем в
избытке увидеть на старинных полотнах. Розги, линейка, стул позора
или наше, местное, на горох - педагогика в те времена даже не
предполагала воспитания без телесных наказаний.
В Голландии тоже была пара своих, особенных, приемов. Один из них
это вычесывание. Учитель с помощью металлической расчески быстро,
но очень болезненно приводил в порядок шевелюру неопрятного
ученика. А вот второй инструмент настолько часто изображается на
картинах, что, вероятно, он был таким же обычным атрибутом учителя,
как позднее указка.
Эта странная деревянная ложка в руках педагога - paddle лопатка для
телесных наказаний. В переводе это слово означает и лопатку, и
весло. Били ею чаще всего по рукам, но мальчикам могло достаться и
по другим частям тела. Девочек же лупили только по ладоням, так как
женское тело, созданное для деторождения, все-таки боялись
повредить.
Кстати, поисковый запрос по этому предмету выдал в результатах
большое число современных вариантов весел для порки, предлагаемых
на продажу. Правда, после небольшой заминки и раздумий о путях
современного образования, по агрессивному дизайну этих изделий
(черная кожа, заклепки), пришлось признать, что новодел, пожалуй,
уже из другой оперы.
Почет и уважение
Вопрос учительских зарплат уже по традиции стал таким же
болезненным, как и качество школьного образования. Еще 200 лет
назад эта проблема решалась просто за обучение отпрысков платили
родители. В сельских школах кроме небольшого денежного
вознаграждения было принято благодарить учителя и натурой - то есть
продуктами питания. Причем эти взносы также были регулярными.
Отдельно родители обеспечивали педагога и дровами на зиму.
Можно ругать систему школьного образования сколько угодно, однако
приходится признать, что во все времена главным все-таки остается
желание ребенка получить знания, ведь даже из несовершенных
средневековых школ выходили талантливые ученые и просто грамотные
люди.
Источник: https://kulturologia.ru