Кажется, что праворульные автомобили появились на российских
дорогах относительно недавно когда стали доступны иномарки из
Японии, перегоняемые с Дальнего Востока или транзитом из Европы.
Но, оказывается, еще с начала 60-х годов в СССР часть машин с
правым рулем, выпускаемых на экспорт, использовалась для внутренних
нужд. А если копнуть глубже?
Запрет Ежова
Первые автомобили, появившиеся в Европе, а потом и в Российской
Империи, имели расположенный справа руль. Считалось, что так
удобнее и безопаснее, ведь водитель транспортного средства выходил
из него не на проезжую часть, а на тротуар. Кроме того, находясь
справа, водитель лучше видит и может среагировать на движения
пешеходов. Скорости раньше были небольшими, и потому при
столкновении со встречным транспортным средством жертв почти не
было. А вот пешеход, решивший перебежать дорогу, вполне мог
серьезно пострадать.
Все автомобили, производимые в СССР в 20-х и начале 30-х годов,
были праворульными. Но в 1932 году их выпуск был прекращен.
Руководство Союза решило, что пора прекратить копировать Запад, тем
более что правостороннее движение в СССР делало более удобными
(хотя и менее безопасными для водителя) именно левое положение
руля. До 1937 года праворульные авто эксплуатировались в стране
наряду с новыми леворульными, а потом были запрещены указом
тогдашнего наркома внутренних дел.
Экспортные образцы
В начале 60-х годов, когда транспортная промышленность страны
активно развивалась и осваивала новые модели авто, было решено
изготавливать их в том числе и на экспорт. Но классические
леворульные машины не пользовались спросом за границей. Потому все
экспортные модели переделывались под правый руль и имели
соответствующий индекс в названии П.
Оказалось, что и внутри страны такие модификации в некоторых
случаях очень удобны. Например, для нужд почтальонов. На
праворульном авто можно было подъехать вплотную к тротуару, где
обычно располагались приемные почтовые ящики, и вынуть
корреспонденцию, даже не покидая кабину. Немаловажным был и тот
факт, что нагруженный почтой водитель выходил именно на тротуар, а
не на проезжую часть.
Стоит упомянуть еще об одном моменте. Так как праворульные
модификации изготавливались на экспорт, при их сборке применялись
более качественные комплектующие и технологии. По надежности такие
транспортные средства практически не уступали европейским аналогам.
А потому не только представители почтовых служб мечтали об
экспортных Жигулях или Волге. Ведь многие из тех машин бегают и
сейчас.