Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Ханли как конфедераты построили первую в мире успешную подводную лодку

Худшее, что может случиться с подводной лодкой это если она утонет вместе со всем экипажем. Ханли в этом смысле рекордсмен: она тонула трижды, унеся жизни пары дюжин моряков, в том числе ее собственного создателя. Но зато именно она стала первой в истории субмариной, которая потопила вражеское судно. Причем столь высокотехнологичную по меркам XIX века штуку построили конфедераты, так что на ее родине, в Америке, про нее теперь вспоминают нечасто

H. L. Hunley подводная лодка конфедератов






1863 год, Гражданская война в США в самом разгаре. Сорокалетний амбициозный изобретатель Хорас Лоусон Ханли лелеет мечту создать секретное супероружие, которое поможет южанам выиграть войну на море и снять морскую блокаду северян. Три предыдущие попытки оказались провальными: созданные им субмарины не прошли испытаний. Четвертый прототип из суеверия решили даже не называть. Жестокая ирония заключается в том, что в итоге он получил имя своего создателя H. L. Hunley, после того, как убил его.



В июне 1863 труды Хораса увенчались успехом: Ханли прошла испытания и была одобрена министерством обороны. Видимо, к этому моменту конфедераты уже достаточно отчаялись. Проект обошелся недешево, и при этом был чистейшим безумием. При испытаниях субмарины погиб командный состав, после чего ее подняли и снова представили командованию. Это была настоящая машина для самоубийства, так что можно сказать, что концепцию камикадзе придумали американцы.

Примитивная технология



Длина Ханли была 12 метров, ширина 1.2. Внутри, согнувшись, располагался экипаж: 7 матросов и капитан. Пока командир управлял устройством, держа штурвал и дергая рычаги, остальные крутили вал, который вращал гребной винт. Для первой подводной лодки такая примитивная конструкция подходила лучше высокотехнологичных паровых и электрических двигателей. Хорас Ханли экспериментировал с ними, но отказался из-за ненадежности.



Предполагалось, что большую часть времени лодка будет плыть, слегка высовываясь над поверхностью. Погружаться и подниматься в толще воды ей помогали цистерны, которые служили балластом: закачивая и откачивая воду, матросы могли менять глубину. В крайнем случае они могли отвинтить прикрепленный снизу металлический балласт и экстренно всплыть. Потопить же вражеское судно предполагалось с помощью мины.


Мина была обычной бомбой на шесте, начиненной 40 килограммами черного пороха. Субмарина просто подплывала к кораблю противника и таранила его этим шестом. Чистейшее самоубийство! Но от моряков-добровольцев не было отбоя они рвались войти в историю. 15 октября 1863 года во время очередного испытания подводная лодка снова утонула, на этот раз унеся жизнь самого Ханли. Субмарину снова достали на поверхность и ввели в строй, а изобретателя похоронили с почестями на родине.

Первый и последний морской бой


Хаусатоник



17 февраля 1864 года Ханли наконец отправилась в свой первый бой. Он же стал для нее последним. Лодку привезли в порт Чарльстон, который заблокировал флот северян. Экипажу было приказано взорвать самую опасную цель 12-пушечный винтовой шлюп Хаусатоник и вернуться на базу. Поначалу все шло просто отлично: субмарина проплыла какое-то расстояние на поверхности, а затем нырнула и подплыла к противнику незамеченной. Надо сказать, в это время над водой уже разгорелся бой, так что миссия оказалась еще опаснее.


Зарисовка очевидцев



Ханли подплыл к Хаусатонику, взорвал мину и дал сигнал на берег с помощью синего бенгалького огня. Миссия была выполнена и, казалось, все прошло как нельзя успешнее. Судно северян затонуло за считанные минуты, хотя из 160 членов экипажа погибло только пятеро остальные спаслись на шлюпках. Это был первый в истории случай успешного боевого применения субмарины. Однако на базу она так и не вернулась, и 130 лет было неизвестно, почему.

Ханли сейчас



Субмарину удалось найти в 1995 году, она лежала на дне в 300 метрах от потопленного Хаусатоника. В 2000 ее подняли на поверхность, лодка пролежала под толстым слоем ила, и это спасло ее от коррозии. Весь экипаж был внутри, причем, судя по позам, они погибли быстро. Капитан продолжать сидеть в кресле, остальные на своих скамьях. Что-то убило их почти мгновенно, они явно умерли не от долгого и мучительного удушья.



В 2017 году команда физиков из Университета Дьюка провела серию экспериментов, которые помогли раскрыть тайну смерти экипажа. Ученые создали масштабированную модель подводной лодки и мины, изучая, как взрыв черного пороха действует на подобный объект. Оказалось, что с вероятностью 85% люди внутри погибли от контузии легких. Взрыв привел к тому, что в них полопались капилляры.

Это была мучительная, но быстрая смерть, хотя непонятно, как они умудрились подать сигнал и успешно погрузиться, проплыв 300 метров. Скелеты моряков после тщательного изучения похоронили, а вот на Ханли до сих пор можно полюбоваться как на музейный экспонат.


Справедливости ради, нужно сказать, что это не первая подводная лодка, и даже не первая боевая. Мы уже писали про более ранний образец, деревянную субмарину Черепаха, которая тоже была создана в Америке, только во время Войны за независимость. У этого судна не менее занимательная история, но вот с миссией ему не повезло потопить вражеский корабль оно так и не смогло.

Источник
Источник: ekabu.ru
К списку статей
Опубликовано: 16.10.2020 19:50:19
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Истории

Технологии

Корабли

Последние комментарии

© 2006-2020, wellwebway.ru