Помните, у Земфиры было: "Расскажи мне про Австралию, мне безумно
интересно!" Я всё время думал, что это она ко мне обращается! В
общем, дорогая Земфира, я в Австралии! Тут реально ад с пожарами (
Очень всё грустно, но про это я расскажу завтра. А сегодня я покажу
Аделаиду. Дорогая Земфира, если тебе действительно интересно, то
знай, что Аделаида это та еще дырень. Просто жуткая деревня, где
невозможно не спиться, а для этого тут все условия есть! Вокруг
десятки, а может, и сотни виноделен! Но я не пью... Поэтому тоску и
скуку заливать мне совершенно нечем.
Я был в Сиднее, был в Мельбурне и в Брисбене там была хоть какая-то
движуха! Помню, несколько лет назад в Мельбурне я даже салатик
оливье намутил на Новый год! Но в Аделаиде намутить ничего нельзя.
Тут ничего не происходит. Говорят, люди даже в командировки сюда
отказываются ехать. Но, возможно, это я привык к слишком
динамичному образу жизни!
Но это ещё не всё! Знаешь ли ты, что разница во времени между
Москвой и австралийской Аделаидой 7 часов 30 минут?! Не 7, не 8, а
7 с половиной! Забавный факт: на западе Австралии разница во
времени нормальная 5 часов с Москвой, на востоке, в Сиднее или
Мельбурне, тоже всё нормально 9 часов с Москвой. НО ПО ЦЕНТРУ
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК! Наверное, всё-таки надо выпить, чтобы понять
всё это... Но я не пью...
Аделаида пятый по величине город Австралии (она уступает не только
Сиднею и Мельбурну, но и Перту с Брисбеном) и столица штата Южная
Австралия. В отличие от Сиднея, Аделаида и вообще весь штат были
колониями свободных мигрантов, а не бывших каторжников.
Сегодня город известен как столица автомобильной индустрии.
Например, здесь базируется единственная австралийская марка машин
Holden. Слышали про такую? Поскольку это поздразделение GM, на
заводе не заморачиваются и тупо собирают австралийские копии
"Опеля" и "Шевроле". Ну а Южная Австралия носит гордое звание "Штат
вина". Думаю, большинство продающихся в мире австралийских вин
родом именно отсюда.
Периодически Аделаида попадает в топ самых комфортных для жизни
городов мира. В последний раз это произошло осенью 2019 года, когда
The Economist Intelligence Unit поставил её на 10-е место своего
рейтинга. Впрочем, битву за качество жизни среди австралийских
городов Аделаида проиграла Мельбурну и Сиднею.
Ещё в Аделаиде есть уникальный вид транспорта О-Бан (не путать с
У-Баном!). Это трасса направляемых автобусов, причём самая длинная
и быстрая в мире. Я бы даже сказал, что это такой метробус. Ездят
по ней обычные автобусы на бензине, но их удерживают на рельсах
дополнительные боковые колёса. Разгоняться на линии они могут до
100 км/ч (на деле, конечно, едут медленнее). Всё это пришлось
изобретать в 1980-е, когда простой и понятный трамвай был уже
уничтожен.
С самолёта Аделаида выглядит как многие американские города.
Бесконечная субурбия и маленький центр города, где начали
появляться многоэтажные дома. Внимательный зритель найдёт тут
центр. А так город двухэтажный.
Частные дома стоят очень плотно друг к другу, участки очень
маленькие. Зато свой дом! Чуть позже покажу вам новые районы.
У Аделаиды очень интересная планировка. Центральное ядро
представляет собой квадрат 1,5 на 2,5 км, окруженный парками! В
самом центре тоже есть 5 небольших парков. Эта планировка
сохранилась со дня основания города до наших дней!
Аделаиду в первой половине XIX века построил британский офицер
Уильям Лайт, причём план он позаимствовал у сицилийского города
Катания, где две главные улицы пересекались в центре под прямым
углом.
С тех пор Аделаида сохранила свою прямоугольную структуру, и в
самом центре у неё огромная площадь. Правда, её пересекает широкий
проспект, что частично напоминает советские города, где даже
площади Ленина были наполовину автомобильными. Зато у города есть
этот широкий парковый пояс.
03. В центре города сохранились исторические кварталы, но целостной
застройки нет. Здания единичные, и их довольно грубо разрывают
современным барахлом. Это вам не Новый Орлеан, где историческую
архитектуру оберегают и где она стала точкой притяжения.
Вообще, застройка всё же похожа на Новый Орлеан. Такие же
бесконечные балконы, галереи, под которыми можно скрыться от жары.
Не хватает только крокодилов и джаза.
Очень американские переулки, где стоят мусорные баки. В фильмах тут
обычно кого-то убивают )))
Никакого уважения к историческому наследию! Вот как можно было в
таком милом центре города воткнуть свою стекляшку? Сразу вспоминаю
Челябинск.
Первые этажи все уничтожили. Когда идёшь по улице, даже не
подозреваешь, что наверху красота.
Аделаида, может, и комфортный для жизни город, но в плане застройки
и архитектуры я бы не брал с неё пример. Центр начали застраивать
какими-то ужасными коробками.
. В городе много стрит-арта.
. Это Придэм-Холл спортивный центр кампуса Университета Южной
Австралии, спроектированный норвежской студией Snhetta при участии
местных архитекторов.
Помимо собственно спортивных залов норвежцы придумали общественные
пространства, интегрированные в архитектуру здания. Например, вот
такой амфитеатр с зелёными насаждениями на крыше. Они опустили
кровлю до уровня земли, чтобы усилить взаимодействие здания с
улицей.
12. Благоустройство на улице.
Обратите внимание, что вокруг зоны с растительностью нет заборов, а
чтобы случайно народ колясками, велосипедами или чем-то ещё не
вытаптывал растения, сделали металлические отбойники по углам.
Вообще, с архитектурой у университета тут всё очень неплохо. Даже
завидую студентам.
Ещё одно здание университета. Их тут целый квартал, и много
современных.
. Около университета есть общественное пространство. Разные зоны со
столами и лавочками.
А это очень крутое здание SAHMRI (South Australian Health and
Medical Research Institute), института здоровья и медицинских
исследований.
. Сразу обращает на себя внимание необычный фасад. Архитекторы из
австралийского бюро Woods Bagot позаимствовали идею у сосновой
шишечки (серьёзно, они так и пишут).
Вот эти металлические кожухи над каждым окном реагируют на
положение солнца, благодаря чему регулируется освещённость и
температура в здании. Очень удобно для австралийской жары.
А теперь давайте посмотрим на местную больницу. Это зона высадки
пассажиров. Сюда подъезжают такси и обычные машины, но парковаться
тут нельзя. Сразу скажу, вокруг больницы нет никаких заборов, любой
может спокойно гулять вокруг, сидеть на лавочках, заходить
внутрь.
Холл
. Ресепшен. Тут можно получить информацию, записаться на приём.
Весь первый этаж свободен для посещения. Я спокойно ходил, снимал
попросили только не снимать пациентов и уважать приватность.
Кафе на первом этаже. Без пациентов было сложно выбирать ракурсы,
так что кадров немного, но больница очень крутая.
В больнице, как и в других зданиях города, стоят такие вот
автоматы, где можно получить информацию о работе общественного
транспорта.
Самое крутое ты можешь сказать, куда тебе надо поехать, а автомат
тебе распечатает подробную инструкцию, какой трамвай или автобус
выбрать, куда идти и т.д. Очень круто. Работает на основе
Гугл-карт.
Аделаида пример города, совершившего типичную ошибку в своём
развитии. Тут довольно рано (почти как в Европе или у нас)
появились трамваи, а затем и троллейбусы, но в середине XX века
городские власти решили их выпилить ради автомобилей. В итоге
троллейбусы прекратили движение окончательно.
От трамвая же осталась одна-единственная линия Гленельг, которая,
впрочем, работает до сих пор. В 2007-м, 2010-м и 2018-м её
продлевали каждый раз на несколько километров. Теперь у этой линии
есть два ответвления, что позволило пустить по ней не один, а три
маршрута. Интересно, что в центре Аделаиды есть зоны в несколько
остановок, по которым проезд бесплатный.
Подвижной состав представлен в основном альстомовскими Citadis и
Flexity от "Бомбардье". До 2015-го ходили старые трамваи ещё 1929
года выпуска, но все они уже сняты с маршрутов.
Трамвайная остановка
Ни в одном городе я не видел столько зарядных станций для "Теслы",
как в Аделаиде!!!
Здание клуба в парке
Чистые и бесплатные общественные туалеты
В Аделаиде очень интересные урны. Они двойные. Обычный пластиковый
бак спрятан в металлический короб.
Вот так тут делают новые улицы. Парковочные места сразу разделяют
деревьями.
А для сбора дождевой воды делают вот такой эко-дренаж. Я
рассказывал подробно, как это работает.
Есть ещё одна интересная часть города Порт Аделаида. Район в 20
минутах от центра. Тут сохранилась целостная историческая застройка
из портовых зданий.
Маяк
Около старой мельницы поставили крутую детскую площадку.
. В Австралии очень часто в парках и на детских площадках есть зона
с грилями и столами.
Порт сейчас по назначению не используется, но для атмосферы
оставили несколько старых кораблей.
Хоть Аделаида и деревня, закаты тут потрясающие...
Источник