Зачем трезвенник ходит в бар и как монахи распространили культ
пива.
Практически любое застолье сопровождается распитием алкоголя.
Свадьбу, Новый год и День рождения трудно представить без
горячительных напитков. Но почему, собираясь вместе, люди
предпочитают выпивать?
ЧТО ДУМАЕТ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
В массовой культуре этот вопрос поднимается нередко. Отличный ответ
на него дал каскадер Майк, персонаж фильма Квентина Тарантино
Доказательство смерти. Герой всегда отказывается от алкоголя, а
когда у него спрашивают, зачем непьющему человеку тусоваться в
баре, он ехидно отвечает:
Алкоголь в баре это не
более чем смазка для неформального общения.
И действительно, если в твоем бокале будет, скажем, сок, то ничего
не поменяется. Ты также будешь сидеть и разговаривать с
собеседником, наслаждаться закусками и музыкой. Как сказал каскадер
Майк, в баре, помимо алкоголя, много хорошего: например, женщины.
Вопрос не в том, что положительного в питейных заведениях, а в том,
как влияет на тебя условное пиво.
Ты чувствуешь себя более раскованно, выпив бокал-другой, и
отключаешь функцию самоконтроля. Полностью расслабившись, человек
общается непринужденнее, как ребенок воспринимает мир и готов
обсуждать что угодно только ради самого факта общения. Подобного
состояния труднее достичь без той самой смазки. Многим нужны
дополнительные средства, которые погрузят их в атмосферу. В фильмах
ты видишь, как друзья обсуждают насущные проблемы, допивая третий
бокал пенного, в книгах персонажи ведут оживленные диалоги,
потягивая шампанское или вино. Подобные примеры показывают, как
создается среда для мерной, тягучей беседы. Волей-неволей мы
подражаем происходящему в художественных произведениях. Ты скажешь:
в литературу и кино эти сценки перекочевали из реальной жизни и
будешь прав. Но именно так происходит популяризация культуры
питья.
КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ КУЛЬТУРА ПИТИЯ
Конечно, культура пития вещь не новая: первые тусовки с крепкими
напитками были еще в Древнем Китае. У греков вообще существовали
свои божества, покровительствующие виноделию. Это говорит о
давности культа алкоголя. По всей видимости, люди быстро заметили,
что после выпивки их мироощущение меняется. Естественно, этот факт
привлек внимание, породив знатоков и фанатов дела. Наши предки
искали идеальные вкусовые сочетания, экспериментировали и
сформировали традиции пития, основываясь на своем положительном
опыте.
Даже сам процесс приготовления алкоголя целое искусство. Мастера
могли часами дискутировать, дегустируя произведенную продукцию.
Взять, например, бельгийских монахов, которые варили пиво в
аббатствах. Для них это была чуть ли не единственная дозволенная
мирская прихоть. Священники варили напиток, совершенствовали рецепт
и, конечно, пробовали его. В 13 веке они культивировали хмель и
вывели идеальные условия подачи: не теплое пиво летом и не слишком
холодное зимой. За сутки монахи выпивали до 5 литров. У пивоваров
был свой святой покровитель Фламандец Арнульф, епископ Суассонский.
Именно он рассказал всем, что любители пива менее подвержены
эпидемиям. На иконах он изображался погружающим посох в чан.
Кстати, провинившихся божьих рабов могли лишить заветного напитка в
качестве наказания за проступок.
Культ пива быстро распространился за пределы аббатств, и сегодня
вести беседы за бокалом могут и простые смертные. И дело не в
хмелящих качествах, а в атмосфере. Пиво стало своеобразным символом
продолжительной беседы. У каждого напитка есть подходящие время и
место для подачи. Например, вино обычно пьют тет-а-тет, а текилу
нередко разливают во время шумных тусовок. Шампанское стало
символом какого-либо торжества: ты точно не увидишь фонтан брызг на
поминках, это просто моветон.
СОЦИАЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ
Влияние культуры пития замечают даже убежденные трезвенники. Если
ты придешь в гости, то тебя обязательно спросят: Что будешь пить?
Откажешься будут навязывать тот или иной напиток, расписывать его
замечательные вкусовые качества. Ты будешь ловить удивленные
взгляды, а окружающие не перестанут уговаривать тебя опрокинуть.
Конечно, тебя вряд ли пытаются споить скорее, люди хотят, чтобы все
окружающие были на одной волне. Но такой атмосферы достигнуть
трудно, ведь каждый по-разному реагирует на алкоголь.
По мнению Эрика Берна, американского психиатра, личность можно
рассматривать как систему, состоящую из трех основных частей:
родитель, взрослый и ребенок. У каждой из этих частей личности есть
особая функция, каждая часть вносит свой вклад в функционирование
человека. Когда ты выпиваешь, то тебя первым делом покидает
родитель, ты ведешь себя раскованно и не стесняешься окружения.
Избавившись от родителей, члены коллектива создают более теплую
атмосферу, становится веселее. Это называется социальным
употреблением алкоголя, которое по природе своей проблемы не
представляет.
В это время за твоим состоянием следит внутренний взрослый, не
позволяющий сделать ошибок. Но когда он засыпает и за дело берется
ребенок, то человек теряет контроль и способен совершить массу
противоречивых действий. Ты начинаешь нереалистично оценивать свои
способности и отрицаешь риски. Спасет либо полисорб, либо следующая
стадия сон ребенка. В этот момент человек отключается,
дистанцируясь таким образом от любых недоразумений.
Но это уже выход за рамки культуры пития, значение которого каждый
понимает по-разному. Для одних это традиции, для других умение
употреблять в разумных пределах и не упиваться до состояния
нестояния. Особо придирчивые никогда не станут пить определенное
вино с определенными закусками и едой. Например, к изысканным винам
всегда подаются простые закуски, а простые вина, наоборот, хорошо
сочетаются с изысканными блюдами. Трезвенники считают, что никакой
культуры и вовсе нет, а пьющие не умеют раскрываться никак иначе.
Право на мнение имеет каждый, главное не мешать своими убеждениями
другим.