На антресолях старой квартиры не один десяток лет лежало сокровище.
Ему стукнуло или вот-вот стукнет тридцатник. Нашлось неожиданно,
когда на долгие годы о нем и думать забыли. Все это время пару
портсигаров в темном углу укрывала мягкая пыль доцифровой эпохи.
Внутри то самое сокровище, за которое 30 лет назад не грех было
вернуться домой с расквашенным носом. Сотни вкладышей от жвачек!
Мечта школьников, которые не знали, что такое смартфон и интернет.
Это будет ностальгическая статья о нехитром богатстве детей
1990-х.
Turbo
Жвачка долгое время оставалась для постсоветской детворы
единственным доступным лакомством из-за границы. По большому счету
всем было плевать на вкус резинки. Да пусть хоть битум на зубах,
ведь жвачка лишь одна сторона медали. Вторая и куда более приятная
вкладыш. Томительное ожидание сюрприза как простейшая маркетинговая
уловка прекрасно срабатывала на детях, закаленных макаронными
запеканками и манкой с комками.
Жвачке Turbo от турецкой компании Kent повезло быть в числе
абсолютных и безусловных любимчиков. Потому что мальчишеские сердца
проще всего завоевать машинками. А так как автомобилей в начале
1990-х практически ни у кого не было (если только ваш папа не
чиновник горсовета, а мама не продавщица в ЦУМе), то успех такой
тематики среди ребятни был гарантирован. Не исключено, что Денис
Логунович все знает о машинах в первую очередь благодаря фантикам
Turbo.
Вкладыши гарантировали не только эстетическое удовольствие от
созерцания неведомого авто, но и утоление жажды крайне важных
знаний. Крутость тачки определялась объемом двигателя, лошадиными
силами и максимально возможной скоростью. Потому что именно эта
информация всегда красовалась на фантиках.
Впрочем, на некоторых бумажках не было ни скорости, ни мощности.
Обычно такое случалось с картинками прототипов. В таком случае
оставалось открывать рот от осознания крутости скорого будущего. А
еще были классические модели, мотоциклы и самолеты, вкладыши с
которыми ценились поменьше.
Удивительно, но, если верить Википедии, Turbo оставалась популярной
жвачкой до 2008 года. Более того, с середины 1990-х ее активно
подделывали все кому не лень. В конце концов турецкую компанию Kent
купила британская Cadbury, а производство оригинальной резинки
постепенно сошло на нет. Поговаривают, что сегодня кое-где еще
можно встретить Turbo, но это уже совсем не то, что было 2030 лет
назад.
Оказывается, фантики с машинками имеют коллекционную ценность.
Особенно если речь о первых выпусках за каждый вкладыш под номером
от 1 до 50 ценители дают по $100, а то и больше! Они и правда
чрезвычайно редкие, потому что выходили еще в 1980-х. Мои картинки
начинаются от 160-го номера (это как раз 1990 год) и заканчиваются
на номере 330.
Final
Вкладышей на футбольную тематику сохранилось не так много, как в
случае с Turbo. И все же Final тоже была одной из любимых жвачек
начала 1990-х. Наверное, именно так и произошло мое сознательное
знакомство с миром большого футбола. Можно было смотреть еще
черно-белый телик и весело визжать, когда комментатор называл имя
Марко Ван Бастена вот же он у меня в цветном виде в портсигаре
лежит! И Лотар Маттеус был лучшим футболистом прежде всего потому,
что недавно жвачка именно с его фоткой была пережевана в третий
раз.
Насколько помню, фантики с отдельными футболистами ценились немного
больше, чем с командными фото. Но до популярности Turbo все равно
было далеко. Свою роль сыграла и кривая резка вкладышей у многих
слева был оттяпан кусок, а справа проглядывала часть следующего
изображения.
Производила жвачку турецкая компания lker, которая здравствует и
поныне, да еще остается спонсором футбольного клуба
Галатасарай.
Тематически схожей была жвачка CUP 94. Выходила она уже после Final
и покупалась как ее наследница. Здесь были более подробные
пояснительные подписи, к тому же на разных языках, включая русский.
Выглядело это примерно так: Джон Йенсен (имеется в виду Йон Йенсен.
Прим. Onliner), датчанин, 27 годищен, игрое полузащитник в
Арсенал.
TipiTip
Эту резинку выпускала все та же турецкая Kent, что завалила нас
Turbo. Субъективно, TipiTip ближе других подошла к такому
эфемерному понятию, как идеальная жвачка. Яркие цвета обертки,
классное соотношение длины, ширины и толщины, не сильно мягкая, но
и не разделяющаяся во рту на отдельные волокна. Ты только видел
TipiTip, и сразу хотелось ее жевать.
Само собой, без крутых фантиков никакого успеха резинке не видать.
Не зная турецкого, мы вообще не понимали, что там за комиксы. Но
детям и не надо было знать турецкий по картинкам понятно, что это
история про смешного парня с длинным носом, который попадает в
забавные ситуации.
Парня, как оказалось, придумал турецкий художник, а жвачка
выпускалась аж с 1970-х годов. До нас она, правда, дошла, как и
большинство остальных резинок, в самом начала 1990-х. Потом
довольно быстро куда-то пропала и вроде как в дальнейшем изредка
возрождалась только в виде подделки. Говорят, реплику TipiTip
сегодня можно легко встретить в Украине.
Donald
О, это была первая зарубежная жвачка, которая мигом уделала унылые
советские кофейные да апельсиновые резинки. Появилась где-то в
конце 1980-х и моментально стала объектом вожделения для миллионов
школьников и детсадовцев.
Коммерческие ларьки еще не открылись, поэтому за Дональдом
приходилось шагать на Комаровку. Там жвачку из-под полы продавали
счастливчики, которые могли себе позволить съездить в Польшу и
вернуться с заморскими диковинками. Сначала жвачка продавалась
блоками в целлофановой упаковке то ли по 8, то ли по 10 штук.
Заполучить такое было пределом детских мечтаний. Даже круче, чем
мультики Чип и Дейл с Утиными историями вечером в воскресенье!
Donald лучшая в мире жвачка, так и знайте. Да, потом были Turbo,
TipiTip и прочее турецкое добро, но с Дональдом ничто не сравнится.
Не в последнюю очередь потому, что она первая. Однако и качество
было отменным. Прикол в том, что это была даже не турецкая
резинка!
Тогда всем было плевать на происхождение жвачки, а ведь она родом
из Голландии. Выпускалась аж с 1960-х годов, причем по лицензии
Disney. В умирающий СССР мистер Donald добрался на закате своей
долгой жизни. У нас он только-только появился, но уже в 1990 году
выпускать жвачку перестали. Производитель попробовал себя в новом
формате жевательных драже, но это ему не помогло. Потом была
попытка перевыпустить Дональда в классическом виде, но было поздно
вскоре компания обанкротилась. Как и многие другие жвачки, Donald
иногда выходил из сумрака в виде китайских копий. Но это было уже
совсем не то.
Зато даже с позиции сегодняшнего дня качество отрисовки фантиков у
этой жвачки на высоте. В отличие от более позднего TipiTip здесь
вообще не было текста, сюжет и композиция строились только на
визуале. Да, в большинстве случаев это совсем наивные истории, но
тогда вместе со жвачкой ты фактически получал свой персональный
мультик, яркий и увлекательный.
OtoMoto, BomBibom
Автомобильная тематика в жевательных резинках была, пожалуй, самой
популярной. В какой-то момент конкуренцию Turbo пыталась составить
OtoMoto (что интересно, от той же турецкой Kent).
Принцип тот же картинка автомобиля с указанием объема двигателя,
мощности и максимальной скорости. Фантики, правда, были поменьше и
выглядели не так премиально, что ли. Забавно, но сама жвачка,
по-моему, была вкуснее и/или не так быстро теряла вкус, как Turbo.
Однако по оформлению вкладыша заметно проигрывала, а потому всерьез
не воспринималась.
Конкуренцию Kent пыталась составить опять же турецкая Baycan. Их
BomBibom тоже специализировалась на тачках. Но фантики были так
себе. В случае с BomBibom на первое место вышла консистенция
резинки она была мягкая, с дынным и шоколадным вкусом (наверняка
были и другие, но эти запомнились прежде всего).
А вот что за жвачка Parasfou совсем не помню, да и интернет о ней
почти ничего не знает. Там тоже машинки, качественная полиграфия,
но никакой информации об автомобиле, кроме марки.
Love is
Классика, живая поныне. Не плоские, а квадратные, да еще с двойным
вкусом (например, шоколад и дыня) и милыми зарисовками на тему
любви. Жвачка была очень раскрученной. Международная направленность
видна с первых же выпусков, в которых турецкие надписи
дублировались на английском. А где-то с 1993 года добавилась
русскоязычная версия. Именно благодаря им миллионы девчонок и
мальчишек узнали, что любовь это не замечать морщин у ее глаз,
пропустить половину фильма в поисках ее туфельки и так далее.
Первые рисунки из серии Любовь это сделала новозеландская художница
еще в 1960-х годах. Она рисовала мальчика и девочку на бумажных
салфетках, писала о разных проявлениях любви и дарила рисунки
своему мужу. Несколько лет она продолжала рисовать в шутку, но так
как не считала себя достаточно талантливой, попросила помощи у
британского художника Билла Эспри.
Под конец 1980-х кто-то в Турции заметил рисунки Билла и стал
использовать их в жвачке. Согласно легенде британец только в 2008
году узнал, что его работы невероятно популярны в качестве
вкладышей Love is Сегодня все юридические разногласия улажены и
Эспри уже официально продолжает придумывать простенькие сюжеты о
любви для жевательной резинки.
Пожалуй, Love is единственная из фантичных жвачек с успехом
пережила 1990-е. Производство резинки остановили в конце века, но
лет десять назад возобновили на тех же фабриках. Детище турецкой
компании Dandy (никакого отношения к игровым приставкам Dendy она
не имела) можно купить даже сегодня. Вкусы и консистенция вроде как
те же.
Экзотика
Выше перечислены самые популярные в начале 1990-х жвачки. Но
резинок ведь было бесконечное множество! Большинство, разумеется,
известные турецкие, но встречались и крайне экзотические
экземпляры.
Вот, например, какие-то картонные вкладыши. С одной стороны некие
анимешные персонажи, а с другой игральные карты.
А вот доллары-марочки. Настоящие тогда мало у кого были, зато
малышня могла щеголять 5-баксовыми фантиками. Там же использовалась
позднее набравшая популярность маркетинговая стратегия типа собери
1000 долларов и получи майку.
В картонной обертке скрывалась отвратительная на вкус жвачка. Но
какая разница, если в то время как раз будоражили умы Черепашки
ниндзя?
Том и Джерри с арабской вязью, какие-то куклы, аниме и военная
техника в жвачке Lazer, Шварценеггер и переводные картинки (никто
не мочил руку под краном, хватало слюны) Подумать только, сколько
гадости пришлось пережевать, чтобы насобирать все это! Но что
поделать такими были комиксы в наших 1990-х.