Красивая и поставленная речь - это не моё, моё - это самое как его
там, ща.
* * *
АВЕ МАРИЯ
- Знакомся, это Саша - у него сеть отелей в Турции. Это Гена -
занимается продажей электроники. Это Валера - сеть детских
магазинов. А вот это Алик - музыкант, скрипач.
- Что, тоже миллионер? - пошутил я.
- Ну, как сказать, - рассмеялся мой друг, - спроси у него сам
Так мы и познакомились. Алик - обаятельный, веселый, невысокого
роста, немного похожий на мистера Бина - моментально подружился со
мной, и после пары рюмок рассказал свою историю, как обычно
рассказывают людям, которых скорее всего больше никогда не
увидят.
- Мой папа был директором музыкальной школы в нашем городишке, и
поэтому, сам понимаешь, особого выбора у меня не было: или пианино
или скрипка. Моя первая скрипка была детская, маленькая. Я подрос и
встал вопрос о покупе полной, взрослой скрипки. А тут подвернулся
случай. Сразу после нового года, в школу пришел музыкант и попросил
пропустить его к директору. Оказалось, что он пропил все
заработанные на утренниках деньги и, чтобы веруться домой, решил
продать свою скрипку. А папа, хоть и тоже музыкант, в скрипках не
разбирался. Позвал учителя-скрипача, чтобы тот оценил качество.
Учитель пришел в восторг и сказал: - Покупай! Если захочешь
продать, я у тебя выкуплю ее за любые деньги. Знаешь ведь, что
главное в скрипке? Она или звучит или нет! А эта звучит.
В общем, новая скрипка обошлась папе в сотню рублей. Ну, ты помнишь
тогдашние зарплаты и цены По официальному курсу к доллару - 60
зеленых! Как она попала в Россию - не знаю. Думаю, что после войны
кто-то привез из Германии как трофей.
И пошел я с ней по жизни: поступил в оркестр, начались концерты,
зарубежные поездки. Документы на скрипку пришлось делать, чтобы
заграницу пускали. Привык к ней, сроднился. Знаешь раньше говорили
- кормилица. Вот она для меня ею и была. Я же знаешь как деньги
зарабатывал? Ездил за границу, возил с собой консервы, макароны,
чтобы ни цента не тратить и на командировочные хоть что-то оттуда
привезти и продать. Счетчики в гостиницах как бешеные крутились,
пробки вылетали, когда симфонический оркестр варил макароны
А тут Германия открылась. Вопрос ехать или нет - не стоял. Ехать.
Но что делать со скрипкой? Был вариант провезти за тысячу баксов.
Для меня это было тогда безумно дорого! Люди уезжалии и продавали
квартиры всего за пару тысяч. Это потом уже цены поднялись.
Долго думали, решили передать с проводниками. Ребята дали мне
своих, проверенных. Заплатил 200 баксов и в середине декабря
передал им футляр со скрипкой.
На следующий день сел на самолет и полетел в Берлин. За пару часов
до прихода поезда приехал на вокзал, хожу сам не свой. Волнуюсь,
думаю, не дай Бог с ней что-то случится!
Подходит поезд, у меня сердце бъется, того и гляди выпрыгнет из
груди! Как на первом свидании с девчонкой! Жду не дождусь момента,
когда смогу прижать ее, обнять. Даже расцеловать был готов!
Выходит проводник, вниз смотрит, я сразу понял - проблемы! Подбегаю
еле живой: - Где, - говорю, - скрипка? А он глаза отводит: - Немцы
конфисковали на границе с Германией.
В общем, слово за слово, оказалось, что эти негодяи решили
отпраздновать выгодный бизнес, накупили водки, закуски, поддали,
проехали границу с Польшей - поддали еще, а потом, чтобы никто не
мешал, просто заперлись в купе, допили остатки и заснули. К
немецкой границе подъехали, таможенники зашли в вагон - проводников
нет. Постучались в купе - не открывают. Сломали дверь, а они там
лыка не вяжут. Ну их по полной программе и приняли. А в купе
футляр, в нем скрипка старая, старинная, можно сказать.
Конфисковали, дали бумажку, сказали, что на разборки надо приезжать
лично владельцу, да не в Берлин, а во Франкфурт на Майне. Ну,
понимаешь, тут я и понял, что все мое будущее медленно накрывается
медным тазом. Ведь без своего хорошего инструмента ни один
приличный оркестр меня не возьмет, а денег, сэкономленных в
зарубежных поездках на макаронах, не хватит даже на покупку смычка.
А я же больше ничего не умею. В бизнесе - полный ноль. Обе руки -
левые, даже гвоздь забить не могу! Немецкий, правда, в школе учил,
да что толку, в Германии на немецком все говорят.
В общем, помчался я через пару дней во Франкфурт на Майне. Приезжаю
на таможню с квитанцией и паспортом скрипки, ищу Самого Главного
Таможенника. Нашел. Оказалось - женщина. Объясняю ситуацию, а они
же в школах тоже русский учили, отвечает: - Вы хотите продать
скрипку в Германии? Я говорю, - Нет, я скрипач, это мой инструмент,
я буду на нем играть. А она опять: - Вы везете скрипку без
документов, значит хотите продать!
Вот такой разговор с разными вариациями и походами по кабинетам
длился почти до закрытия таможни. И тут ей в голову пришла
гениальная идея: - Если, - говорит, - Вы музыкант, - сыграйте! - и
смотрит на меня такими торжествующими глазами, как Мюллер на
Штрирлица, типа поймала.
Я смотрю на футляр и думаю, вот мой последний шанс хоть
прикоснуться к своей любимой скрипочке, настроить, сыграть может
быть в последний раз. И такое волнение меня охватило, когда
прикоснулся к ней. Как будто с любимым человеком довелось
встретиться после размолвки, и от того, как ты себя поведешь,
зависит - останется ли он с тобой навсегда или же ваши пути уже
никогда не пересекутся. Глаза закрыл, чтобы слезы не текли и думаю,
что же им сыграть? Сыграть так, чтобы наверняка пробрало. И тут
вдруг вспомнил, что католическое Рождество на носу. Думаю, сыграю я
им Аве Мария, Шуберта. А я когда играю, глаза закрываю, ничего не
вижу, вытягиваюсь в струнку, на носочки встаю, в общем, полностью
отдаюсь музыке. А Аве Мария - достаточно длинное произведение.
Играю, забыл обо всем. Закончил, открываю глаза, пару долей секунды
тишина, а потом такие овации начались! Мне за сольное исполнение
никогда не аплодировали, я же всегда в составе оркестра играл!
Собралась вся таможня. На глазах слезы. Носами хлюпают и в ладоши
хлопают! Самая Главная Таможенница промокает глаза платочком. -
Сыграйте, - говорит, - нам что-нибудь еще, если можно. Мы уже
работать все равно не сможем, да и таможня через полчаса
закрывается.
В общем, устроил я для них концерт. Рождественских песен у меня в
репертуаре не так много было, так я на классику перешел, потом на
еврейские, зажигающие. А они не расходятся, двери заперли, чтобы
никто со стороны не зашел и просят еще и еще. А я играю и играю,
боюсь остановиться.
Часа через два Таможенница говорит: - Огромное Вам спасибо! Так мы
Рождество еще ни разу в жизни не встречали! Сейчас все оформим,
извините, что столько времени потратили, служба у нас такая!
- И ты устроился потом в оркестр и заработал свой первый миллион
выступая на гастролях,- вставил я свои пять копеек.
- Да, устроился, но столько не заработаешь! Забыл сказать, что их
эксперт установил, что скрипку делали французские мастера и оценил
ее в полмиллиона немецких марок
Вагоновожатый
* * *
Говорите, красота спасёт мир?
Мир - возможно.
А отдельно взятую девушку?
Вот и слушайте.
Жила-была девушка Вика. Это потом, когда она стала работать юристом
в строительном холдинге, сотрудницы стали её называть
Викуся-красивая, чтобы не путать со всеми остальными
Викториями.
А пока просто Вика.
Приехала наша красавица в столицу, поступила в ВУЗ, учится на
отлично.
С деньгами негусто, подрабатывает, как может. А как можно
подработать красавице без профессии?
Правильно! В супермаркетах рекламировать всяческих
производителей.
Оденут её в костюм подсолнуха, поставят рядом с паллетами
подсолнечного масла, глядишь распродано всё.
Ну вы поняли. Хорош.
Но вот незадача считай, двадцатник уже, а парня то и нет!
Наступали Рождественские каникулы, в общаге девчонки готовились к
празднику.
Наша Викуся котлеты жарила на всех.
Хлоп, и закончилось подсолнечное масло. Рекламировать одно дело, а
иметь в хозяйстве запасы совсем другое. Накинув пуховичок, как была
некрашена-нечёсана, выскочила Вика в гастрономчик подле общаги за
этим маслом.
Вот тут ей Дед Мороз и вручил подарок в виде хорошего парня.
Споймался в гастрономе хлопец! Зашёл за шампанским, а вышел с
будущей женой.
На что клюнул, спросите вы? Да что там вы! Она сама у него спустя
пару лет спросила почему он стал клеить нечёсаную девчонку в
чунях?
Котлеты! А точнее, манящий запах свеженажареных котлет от неё шёл.
Ну какой нормальный мужик устоит перед таким ароматом?!
Сейчас их лапочке дочке восемь лет, дом за городом построили.
Счастливы, и это видно.
А вы говорите, красота...
* * *
После Кавказской пленницы знаменитый актер Владимир Этуш, сыгравший
роль главного похитителя, Саахова, заведующего райкомхозом, стал
национальным героем и на Кавказе, и в Закавказье.
Он рассказывал:
После выхода картины на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы
был осторожен мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем
наоборот. Как-то пришёл на базар, так меня там чуть ли не на руках
стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То
есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали,
что Саахов это армянин, армяне считали, что он азербайджанец,
грузины тоже принимали явно не за своего И всем было приятно.
Особенно мне.
* * *
Иду по улице. Подходят парень с девушкой, приличные такие,
вежливые. Думал, хотят спросить, как куда-то пройти, а девица сует
брошюрку "свидетели Иеговы" и спрашивает: "Как вы думаете, чьи это
руки: Бога или человека?" А на обложке нарисован земной шар в
ладонях. Ну и говорю, что это руки начальника нашей колонии, из
которой меня освободили по УДО. Он для нас был и бог, и человек...
Надо было видеть их лица.