Интересно было в свое время узнать продолжение всем известного
стихотворени
я Мишка косолапый, по лесу идет и теперь
вот еще одно откровение для меня. Все знают новогоднюю песенку В
лесу родилась елочка А кто же ее автор?
У Ёлочки есть авторы, правда их никто не помнит.
Пришло время узнать кто это, тем более, что Новый Год не за горой и
скоро мы про эту песню вспомним.
Итак, в далеком 1878 году в Москве родилась девочка Рая. Рая росла,
училась и иногда писала стихи, тоже детские. В возрасте 18 лет она
решила отправить свои стихи в редакцию журнала для детей
Малютка.
Её стихи напечатали, и предложили прислать еще. Рая продолжает
писать стихи и время от времени публикует их. В канун Нового 1903
Года, журнал Малютка решил целый номер посвятить новогодним стихам.
Именно в этом номере журнала и появилось стихотворение Ёлочка
подписанное скромно псевдонимом А.Э. А потом была Первая Мировая
Война, потом Великая Октябрьская Социалистическая Революция, Рая
работала учительницей, потом библиотекарем, она уже и забыла про
детские свои стихи. Однажды в поезде Рая услышала, как несколько
строк ее стиха поет маленькая девочка, она поинтересовалась, что
это за песенка. И узнала, что её стишок про елочку стал
песенкой.
Раиса Адамовна Кудашёва автор текста к этой замечательной песне.
Правда в её стихотворении строк было больше. Вот в каком виде его
напечатал журнал Малютка в 1903 году:
Раиса Адамовна Кудашева (урождённая княжна Гедройц) родилась в
семье Адама (чиновник Московского почтамта, дослужившийся до
надворного советника) и Софьи Гедройц (в девичестве Холмогоровой).
Потом у супругов Гедройц появились на свет еще три девочки.
Это было типичное старомосковское семейство хлебосольное, веселое,
с прислугой в белых фартуках и домашними спектаклями по
праздникам.
В старших классах гимназии Раиса начала писать стихи для детей. Да
так удачно, что ее охотно печатали в детских журналах. Раису ждало
безоблачное будущее хозяйки интеллигентного московского дома и
поэтессы-любительницы, но случилось несчастье умер отец. Как
старшая дочь Рая взяла на себя заботу о матери и младших сестрах
пошла работать гувернанткой в богатый дом. Теперь она уже не могла
подписывать стихи своим именем. В высших кругах сочинительство
считалось делом предосудительным.
В 1902 году Раиса устроилась на работу к князю Алексею Ивановичу
Кудашеву. Он овдовел и никак не мог прийти в себя после утраты
любимой жены, поэтому забота о наследнике почти целиком легла на
плечи гувернантки. Раиса по-матерински привязалась к воспитаннику,
который лишился матери и почти не видел отца, и он, в свою очередь,
тоже обожал Раечку.
В 1905 году кудашевская Ёлка попалась на глаза агроному и
страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (18721939).
Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший
незаурядными музыкальными способностями.
о воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:
17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два
года, и я утром подарила ей живую куклу сестричку Олю, которая
родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка
была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то
сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на
стихотворение из детского журнала Малютка В лесу родилась ёлочка, в
лесу она росла Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее
выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы
оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник
Верочкины песенки, выдержавший в короткий срок четыре издания,
затем Оленька-певунья.
Вскоре детская песня стала популярной. Однако во времена Первой
мировой войны Рождество не отмечали, а затем Советская власть
отменила его как религиозный праздник. Елочку запретили, как и Деда
Мороза с лозунгом: Только тот, кто друг попов, елку праздновать
готов. Вернулась Елочка только с возвращением празднования Нового
года то есть после 1935 года. Но песню, как и множество других
рождественских символов, переквалифицировали в новогоднюю.

Между тем песенка жила триумфальной и праздничной жизнью. Ее пели
на всех детских утренниках, исполняли на главной елке страны в
Колонном зале, на ее сюжет рисовали открытки. Это была главная
новогодняя песня страны. А создательница ее текста, никем не
опознанная, выдавала в районной библиотеке советские книжки и
классику, а по вечерам возвращалась в коммуналку к своим книгам,
любимому коту и воспоминаниям. Как-то по радио она услышала бодрый
дикторский голос: Песенка про елочку, слова и музыка композитора
Бекмана. Она позвонила жене своего племянника, Анне Холмогоровой
(маме Михаила). Та возмутилась. Мало того что автор слов
всенародной песни живет на нищенскую зарплату, так о нем еще и
никто не знает! Может быть, и деньги за это получает кто-то
другой!
Давайте попробуем доказать, что автор это вы, неожиданно для себя
предложила она престарелой родственнице.
Да как же это? испугалась Раиса Адамовна. Голубушка, не нужно.
Стара я уже для таких подвигов. Да и происхождение мое Не дай бог
кто узнает:
А мы все же попробуем, не унималась родственница.
Вот тут-то и пригодился черновик стихотворения, сохраненный Раисой
Адамовной в далеком 18-м году. А еще в архиве чудом отыскались
гонорарные ведомости всеми давно забытого журнала Малютка.
Состоялся суд. Деликатный вопрос о принадлежности к
эксплуататорским классам удалось обойти. Процесс был выигран, и
Кудашева была официально признана автором песни и должна была
получать деньги с каждого ее исполнения.
Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили,
что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она
стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет,
посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в
руках, и сказала:
Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев, не зная как быть, сказал:
Вы действительно стихи пишете?
Писала, печатали когда-то.
Ну, хорошо, сказал он, чтобы кончить это свидание, прочтите мне
что-нибудь из ваших стихотворений.
Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала
читать:
В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была
Так это вы написали? воскликнул изумленный Фадеев. По его
распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и
оказали ей всяческую помощь.
Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь
(18781964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в
юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за
него замуж. Работала учителем, а в советское время библиотекарем. В
молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.
К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие
годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она
объясняла это так: Я не хотела быть известной, но и не писать не
могла. В 1899 году в журнале Русская мысль была опубликована
повесть Кудашевой Лери, которая так и осталась её единственным
произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве
и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к
блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200
песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.
Слава детской писательницы пришла лишь в начале 1950-х годов, когда
советской писательской элите стало известно, что именно она
является автором слов знаменитой песенки. Её приняли в Союз
Писателей СССР, поставили на довольствие литератора по высшему
разряду и стали печатать произведения после многолетнего перерыва.
В новогоднем номере журнала Огонек 1958 года вышла небольшая
заметка о Кудашевой: Раиса Адамовна сейчас находится на пенсии. С
белоснежными волосами, с приветливой улыбкой, в очках, сквозь
которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из
сказки.
И началась волна популярности. Корреспонденты просили об интервью,
издательства предлагали сотрудничество. В одном из писем Раиса
Адамовна с грустью признавалась: Не по силам затеяла дело. Слишком
поздно эта история подошла ко мне. Если бы хоть немного
пораньше.
Источник Подробнее..