Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Ссср

Мопед, о котором мечтали советские мальчишки

18.01.2022 11:42:34 | Автор: admin
В 1958 году в Риге на заводе Саркана звайгзне начался выпуск новых мопедов, которые получили одноименное с городом название. Выпускались данные транспортные средства на предприятии вплоть до 1998 года, пока производство не было окончательно свернуто.



Настоящей любовью и абсолютным фаворитом для миллионов советских подростков стал мопед Рига-7.





Рижский завод Красная звезда выпускал мопеды и до 1958 года. Например, весьма популярной была модель Spriditis. Именно ей на смену и пришла в свое время Рига-1. В дальнейшем мопед активно модернизировался и дорабатывался, в результате чего уже в 1971 году с конвейера Саркана звайгзне сошла первая единица той самой знаменитой семерки. При этом было бы ошибкой думать, что новые модели сразу и полностью сменяли старые. Так, например, мопед Рига-5 еще некоторое время выпускался заводом параллельно с Рига-7.




Внешних отличий между Ригой-5 и Ригой-7, к слову, было совсем не много. Отличить два мопеда при беглом осмотре будет не просто. Чем два транспортных средства и отличались, так это начинкой. Пятерка комплектовалась двигателем Д-5, в то время как семерка получила куда более продвинутый для своего времени силовой агрегат Д-6. Последний отличался ротором с диаметром 66 мм и увеличенной обмоткой. Так же на седьмой Риге впервые появился электромотор, который в свою очередь позволил монтировать на мопед еще и осветительный приборы: переднюю фару и задний габарит.







Важным отличием нового мопеда был даже не двигатель, а усиленная рама. У всех предыдущих мопедов Рига была хроническая проблема с целостностью рамы при осуществлении частых экстренных торможений. Она трескалась. Решили данную проблему за счет добавления специальной рейки только в семерке. В том числе это позволило сделать Ригу настоящим муравьем. При массе всего в 36 кг, мопед на отлично справлялся с перевозкой нагрузки до 100 кг.





Притом, что двигатель Д-6 объемом 45-кубов выдавал на выходе всего 1.2 л.с, максимальная скорость рижского мопеда могла достигать 40 км/ч. Во многом именно благодаря этому транспортное средство так полюбилось советским мальчишкам. Что же касается расхода топлива, то при скорости в 30 км/ч мопед потреблял 1.8-2 литра горючего на 100 км пути. Правда была и одна серьезная проблема. Из-за специфики размещения топливного бака у Риги-7 могли появляться проблемы с подачей горючего при подъеме в крутую горку.

Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Аист, Школьник и Тахион советские велосипеды, которые являются символами эпохи

17.01.2022 15:41:34 | Автор: admin
В Советском Союзе было развёрнуто немало производств велосипедов во многих республиках. И ассортимент, который они предлагали, был весьма широким. Причем настолько, что порой об одних моделях было известно по всему Союзу, а вот другие вообще мало кому были знакомы. Однако и эти образцы двухколёсного транспорта без мотора, несомненно, представляют интерес, ведь также являются символами ушедшей эпохи. Вашему вниманию десятка малоизвестных советских велосипедных брендов.




1. Аист




Одна из самых известных марок велосипедов, которые выпускались на Минском мотовелозаводе (ММВЗ), основанном в 1947 году. Вплоть до 2007 года было продано более 55 миллионов велосипедов, вот только они далеко не сразу получили такое птичье название. Собственно, Аистами они стали только в восьмидесятых годах прошлого столетия. В отличие от многих других советских велобрендов, ММВЗ функционирует и сегодня под всё тем же названием Aist, и может похвастаться не только количеством выпущенных экземпляров: по информации Novate.ru, именно на этих велосипедах в 2012 году белорусские спортсменки поставили олимпийский рекорд. В народе ещё при Союзе они также были довольно популярны за счёт простоты конструкции и эксплуатации, а также лёгкости в ремонте и обслуживании.

2. Орлёнок




Ещё один знаменитый бренд Минского мотовелозавода, который ознаменовал новую веху в производственной практике предприятия в пятидесятые годы прошлого века. Ведь велосипед был предназначен для эксплуатации советскими школьников и подростков возрастом 7-14 лет. С 1952 года в результате некоторой переориентации ММВЗ выпуск велосипедов был перенесен на Шяуляйский велосипедно-моторный завод (ШВМЗ). Среди советских подростковых двухколёсных транспортных средств Орлёнок считался наиболее престижным и качественными - во многом потому, что отдельные его узлы были более долговечными, чем у других аналогичных моделей.

3. Ласточка




Советское производство велосипедов учитывало гендерные особенности их владельцев. Поэтому и для детей выпускались модели отдельно для мальчиков и для девочек. И если вышеупомянутый Орлёнок предназначался именно для юношей, то девичья модификация имела не менее поэтичное название Ласточка. Характерной особенностью этой модели была ломаная, женская рама. А вот производство было более широким, чем у мужского аналога: Ласточка производилась не только на Минском и на Шяуляйском велосипедно-моторном заводе, но и на конвейере Харьковского велосипедного завода.

4. Кама




Этот велосипед производился на предприятии-долгожителе - Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции появился ещё до Великой Отечественной войны, в 1939 году. А непосредственно этот его бренд - уже в середине семидесятых годов прошлого столетия. Сфера использования у Камы была достаточно широкой: его эксплуатировали в городе и за городом, а также в туристических поездках. Велосипед был складной, поэтому его можно было брать с собой в машину или общественный транспорт. К слову, способность к разборке не влияла на долговечность и особенности конструкции модели - она была популярна как раз за счёт удобства эксплуатации и простоты обслуживания и ремонта. К тому же, Кама выпускалась для всех возрастов, поэтому их могли приобрести сразу для всей семьи.

5. Урал



Другой довольно известный велосипед Пермского машиностроительного завода - это Урал. При этом он и по конструкции, и по функционалу существенно отличался от Камы и, согласно данным из паспорта, представлял собой мужской велосипед повышенной прочности и проходимости. В комплект к нему также прилагались аптечка, ремонтный набор и насос. Отличался этот советский велосипед и долговечностью - фактическим сроком его службы называют несколько десятков лет. Конструкция модели была настолько удачной, что Урал стали производить и на других заводах, правда, уже с другими названиями.

6. Турист





Ещё один довольно крупный советский производитель - Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского является настоящим долгожителем, ведь был основан ещё в 1923 году и функционирует по сей день. Именно на его мощностях производили легендарную модель Украина. Ещё одним известным детищем ХВЗ был Турист, который представлял собой целое семейство дорожно-туристических и спортивно-туристических велосипедов. Популярность среди советских граждан ему приносили его доступность, а также устойчивость к повреждениям при эксплуатации на пересечённой местности и на плохих дорогах.

Интересный факт: на волне космической гонки и полёта первого человека в космос Турист был переименован и получил новое название - Спутник. Однако приблизительно в конце семидесятых годов прошлого века первоначальное наименование велосипеду вернули, под ним он продолжает выпускаться и сегодня.

7. Спутник




Интересно, что в какой-то момент Спутник перестал быть лишь переименованным Туристом - его модификации имели уже некоторые изменении в конструкции в сравнении с предшественником - например, он получил алюминиевый руль. Поэтому, когда велосипеду вернули первоначально название, уже успел оформиться и модельный ряд с космическим названием, который окончательно закрыли только в восьмидесятых годах. Спутники производились как туристические велосипеды для широкой непрофессиональной аудитории.

8. Тахион





В отличие от предыдущих моделей, данный велосипед был практически неведом рядовому советскому человеку. А всё потому, что Тахион - ещё один бренд Харьковского велосипедного завода - являлся не массовой моделью, а имел узкую направленность. Его производили как профессиональный шоссейный и трековый велосипед для спортсменов, именно на этом транспорте в период с 1981 по 1992 годы советские велосипедисты соревновались в том числе и на международном уровне. Сверхлёгкий велосипед, к слову, был баснословно дорогим - в какой-то момент его стоимость сравнилась с ценником на легковой автомобиль. Однако и статус у Тахиона был высоким: несмотря на то, что его давно не производят, он всё равно считается престижным спортивным велосипедом.

9. Москва-80



Более популярным и ещё более редким в сравнении с Тахионом был легендарный советский трековый велосипед Москва-80. Его название говорит само за себя - модель выпустили к Олимпиаде 1980 года малой серией всего в 52 экземплярах, причём в какой-то момент их стали изготовлять только по индивидуальным заказам. Конструирование и производство велось на базе Центрального конструкторско-технологического бюро велостроения.

Занимательный факт: бытует мнение, что в 1981 году именно на базе Москвы-80 стали создавать и производить вышеупомянутые Тахионы. Однако в реальности дело обстояло иначе: на первых этапах проектирования Тахиона действительно использовалась техническая документация на некоторые комплектующие от олимпиадного велосипеда. Однако и рама, и большинство узлов в харьковской модели были оригинальными.

10. Школьник




Ещё один велосипед для детей младшего и среднего школьного возраста, что видно даже из названия. Модель выпускалась на Горьковском велосипедном заводе, который входил в объединение ГАЗ. Годы производства велосипеда - с 1956 по 1996-й. Сам завод делал велосипеды с 1940-го. Школьник выпускался в двух модификациях - для мальчиков и для девочек. Однако был менее популярной моделью в сравнении с пермскими аналогами по нескольким причинам: так, у него были менее качественные некоторые узлы, отчего они быстрее выходили из строя. Кроме того, руль велосипеда был слишком высоким для детей маленького роста.
novate.ru Подробнее..
Категории: Ссср

Как тюнинговали автомобили в СССР (10 фото)

12.01.2022 09:47:26 | Автор: admin
Советский тюнинг бессмысленный и беспощадный.


Даже в советские времена, когда чуть ли не каждый обладатель личной машины проходил по категории абсолютного счастливчика, автомобилисты стремились к индивидуальности. А поскольку тогдашняя отечественная промышленность не могла ее обеспечить, в дело шло все, что попадалось под руку: проволока, трубочки от капельниц, паста ГОИ



Набалдашник рычага коробки передач с розочкой классика жанра. Эту нечеловеческую красоту создавали с помощью пары прямых рук и токарного станка. Набалдашники из оргстекла могли быть с любым узором (не только розочки, но и, например, паучки) и любого цвета (паста шариковых ручек решает). Место склейки двух частей после полировки пастой ГОИ увидеть было невозможно.




Другой вневременной шедевр советского тюнинга фигурки чертиков и золотых рыбок, сделанные из трубочек больничных капельниц. Подвешивались на салонное зеркало заднего вида, увеличивая внимание к автомобилю и его владельцу минимум в два раза.



Кстати, не все шедевры советского тюнинга столь оглушающе бесполезны как розочки и чертик. Тонкий и скользкий обод рулевого колеса Жигулей, Москвичей и Волг так и хотелось сделать более ухватистым. Ведь крутить баранку без усилителя то еще удовольствие. Такие вот оплетки из цветной проволоки на руль стали решением проблемы. К тому же это еще и красиво.



Накидки на сиденья с массажным эффектом обычно делали из бука. Глядя со стороны, казалось, что они, скорее, усиливают боли в спине, чем снижают их. Но подобные накидки счастливо пережили времена советского дефицита и до сих пор входят в ассортимент незатейливого автомобильного тюнинга. Значит, работает?


Финальный небрежный штрих, добавлявший автомобилю порцию солидности, фуражка на задней полке. Фуражка могла быть любой, но лучше всего милицейская или военная. Это повышало вероятность того, что злоумышленники не полезут внутрь. Зачем связываться с машиной сотрудника органов, когда рядом стоит такая же, но без фуражки на задней полке?



Катафоты это прекрасно. Красиво звучит, отлично выглядит, а главное, катафотов не может быть слишком много. Светоотражатели и в советское время встречались в комплектации легковых автомобилей. Вот он сразу за боковым молдингом на белой шестерке. Но пара катафотов для настоящей пацанской тачки преступно мало. Их покупали на вес и крепили где можно и где нельзя: на бамперах, дверях, колесных колпаках и, конечно, на брызговиках.


В теории брызговик сугубо утилитарная вещь, призванная отсекать грязь из-под колес. На деле это роскошный автомобильный аксессуар. И чем он шире, тем лучше! Дополнительную ценность брызговикам, которые можно было самому вырезать из старой резиновой камеры, придавали уже упомянутые катафоты и фирменные эмблемы.



Хвостики-антистатики, убирающие статическое напряжение с кузова автомобиля, вещь довольно полезная, а еще и вполне красивая. Особенно если антистатик украсить бахромушками или светоотражателями.



Решетки на задние стекла это советский тюнинг 90-го уровня. Дома такой не сделаешь, приходилось бегать по автомобильным рынкам в поисках дефицитной кооперативной продукции. Помимо того, что подобные решетки практически до нуля убирали задний обзор, пользы от них не было никакой.



Образцовый с точки зрения оснащения АЗЛК-2140 отлично иллюстрирует еще одну черту советского тюнинга преклонение перед фирменными эмблемами. Тут важно было соблюдать одно правило: шильдик обязательно должен быть от автомобиля другой марки. То есть Волга на Москвиче это хорошо. Ну а уж если владельцу где-то удавалось раздобыть фирменную эмблему от иномарки, то он тут же становился королем автомобильной тусовки как минимум собственного двора


Пожалуй, финал-апофеоз бессмысленного советского тюнинга тормозная жидкость, залитая в фары. Сегодняшнему поколению автомобилистов почти невозможно объяснить, что в этом крутого. Сорок лет назад таких вопросов даже не появлялось. Как зачем? Это же невероятно красиво!

Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Эволюция телевизоров СССР на примере марки Рубин

11.01.2022 09:47:03 | Автор: admin
Рубин, конечно, не первый советский телеаппарат. Но это была самая новаторская из наших марок. Наверное, потому, что завод был столичный.

Телевизор в советской семье являлся радостью и проклятием одновременно. Он был дорог, капризен, бесконечно ломался, устраивал пожары, зачастую еле-еле ловил сигнал, да и самих телеканалов насчитывалось мало, и они были крайне унылые.

Зато это был Т-Е-Л-Е-В-И-З-О-Р! А если еще и цветной




Как ни странно, но марок и моделей телевизоров в СССР было куда больше, чем телеканалов. Самая популярная марка, с которой обычно и ассоциируется советский телевизор, это московский Рубин, а также Рекорд, который производили в Воронеже, Александрове и Баку.


Первым серийным Рубином суждено было стать модели с номером 102. Здесь можно посмотреть ее характеристики подробнее, мы же остановимся на самых главных. Выпуск первобытных Рубинов был налажен в 1957 году, то есть еще при Хрущеве. В хрущевки их и ставили счастливые покупатели.

Интересно, что черно-белый Рубин-102 по совместительству мог работать и как радиоприемник опция, которую в большинстве телевизоров впоследствии отменили. Он был красив для своего времени, массивен (размер экрана 27x36 см), а также, как все ламповые аппараты, сильно грелся и изрядно весил более 35 кг. Это был первый в СССР серийный аппарат с по-настоящему большим кинескопом 43ЛК2Б цифра 43 означает размер диагонали в сантиметрах.

Некоторые домашние умельцы вставляли такие кинескопы в старые телевизоры КВН, в советских журналах даже печатали инструкции, как провернуть подобный фокус.


Рубин-102


Его потомок Рубин-201 (1958 год) выглядит как диковинный ретрофутуристический зверь. Ему не нужна была тумбочка, так как кинескоп располагался над большой встроенной акустической системой. И у него был пульт дистанционного управления! Примитивный, правда, на проводе длиной 7 метров.


Рубин-201


В 1964 году появился самый настоящий красавец Рубин-106. Он и сейчас смотрится чудесно. Еще чудеснее он смотрелся, когда его ставили не на тумбочку или в стенку (стенка это мебель, а не стена), а на тонкие ножки. Диагональ 59 см. Стоил он 420 рублей не бешеные, но изрядные деньги.

Так как телеканалов в СССР было кот наплакал три, максимум четыре, а во многих регионах и вовсе один, то у советских телевизоров были очень примитивные переключатели программ, максимум на 12 позиций. Такие крутилки требовали приложения изрядных усилий при переключении канала, а потому часто ломались. После чего ручка выбрасывалась на свалку, а вся семья переключала каналы плоскогубцами.


Рубин-106


Вариация Рубин-106 с совсем минималистичным оформлением передней панели и очень хрупким переключателем каналов (на снимке он уже сломан)

В 1968 году со стапелей сошел Рубин-203Д, буква Д означала дециметровый. Такой телевизор мог ловить сигнал в дециметровом диапазоне, а не только в более распространенном метровом. Правда, дециметровое вещание в СССР оставалось экзотикой и мало кого интересовало. Так что модель особым спросом не пользовалась.


В остальном же это был типовой черно-белый аппарат своей эпохи. Симпатичный.


Рубин-203Д

Переломный момент произошел в 1967 году, когда в Москве началось производство первых серийных цветных телевизоров для граждан СССР. Они получили название Рубин-401.

Электронная схема цветного аппарата было многократно сложнее черно-белого, но собирался он все еще традиционным методом на лампах, которых в схеме насчитывалась более двадцати. Неудивительно, что Рубин-401 весил 65 кг! В одиночку такой аппарат нельзя было не то что куда-то перенести, но даже передвинуть в другой угол комнаты.

Рубин-401

В 1976 году Рубин выдал свой магнум опус Рубин-714, аппарат, производство которого не останавливалось десять лет. Это был самый продаваемый цветной телевизор Советского Союза.

Опишем его подробнее, чтобы было ясно, с чем приходилось иметь дело советскому телезрителю. Сразу говорим: это был очень дорогой прибор, стоил 680-715 целковых, так что его можно было встретить далеко не в каждом доме. По правде говоря, даже в конце 80-х во многих семьях, особенно в селах, можно было видеть лишь черно-белые аппараты.


С другой стороны, хоть цена и высока, но аппарат покупался почти на всю жизнь ну, на полжизни точно. Правда, секрет долголетия вовсе не в качестве сборки, ведь советская сборка была ужасной, а в том, что технику постоянно чинили и латали. Кто-то своими силами, пользуясь принципиальной схемой (она прилагалась к инструкции), но большинство вызывало на дом мастера. В ремонт везти его было нереально 60 кг!

Часть этих Рубинов-714 шла на экспорт, и ОТК всегда более строго контролировал качество комплектующих и сборки для экспортных партий.

Поставлялся без пульта дистанционного управления. Размер экрана 362х482 мм. Диагональ в 61 см для того времени была прорывом и мечтой каждого.

Рубин-714

Буквально через год появился еще более продвинутый аппарат Рубин Ц-201. Это был первый советский телевизор, собранный без применения вакуумных лам, только на транзисторах и чипах. Такой прогресс позволил снизить массу на 10 кг. А еще у 201-го Рубина были сенсорные кнопки просто шик для того времени. И светящиеся индикаторы.

И все же более массовым стал его преемник Рубин Ц-202, очень похожий внешне, только более современный по части начинки. В магазинах за него просили 775 рублей! Полугодовой заработок советского служащего.

Рубин Ц-201


В 1984 году в магазинах появился и вовсе громадный Рубин Ц-266Д с диагональю экрана 67 сантиметров. Советский колосс.

Инженерами он наверняка задумывался как современный и стильный. Однако убогие отделочные материалы и советский конвейер превращали его в довольно жутковатый аппарат с обаянием трактора. Весил этот Рубин сравнительно мало 39 кг, да и электроэнергию уже не жрал за обе щеки, как его предшественники.

Рубин Ц-266Д


Последним советским Рубином стала модель Рубин 61ТЦ-403. Выглядел он для той эпохи на дворе был 1991 год страшно отсталым. Зато к нему уже можно было без декодера подключать импортные видеомагнитофоны. Ведь старые советские аппараты все до единого были заточены под французско-советский телестандарт SECAM, а большинство видеозаписей к нам попадало в кодировке PAL, иногда NTSC, что порождало изрядную сумятицу и необходимость покупки декодера за 150-250 рублей.

Так что у этого угловатого Рубина была своя целевая аудитория.

Рубин 61ТЦ-403

После распада СССР завод Рубин продолжал какое-то время выпуск профильной телетехники. Бренд Rubin существует по сей день, только сам завод давно не при делах: на его территории вот уже много лет обосновался известный всем рынок Горбушкин двор.

Олег Апельсин Бочаров
Источник Подробнее..
Категории: Ссср

10 проектов пантеона, в котором хотели перезахоронить Сталина и Ленина

11.01.2022 05:59:44 | Автор: admin
Могли бы сейчас гулять вокруг одного из них, попивая смузи.

Тоталитарные режимы холят и лелеют своих именитых покойников, и мы сейчас не только про мумию Ленина, но и про мумии Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Важно, чтобы у людей было место, куда они могли прийти, отдать дань уважения великому прошлому и помечтать о еще более великом настоящем. В общем, заняться чем-то, что бы отвлекло их от низкого уровня жизни.


Поэтому неудивительно, что в период между смертью Сталина весной 1953 года и до развенчания культа его личности весной 1956-го, правительство заказало разработку проектов пантеона, в котором собиралось перезахоронить Сталина, Ленина, а также ряд других выдающихся товарищей.




Возглавил комиссию президиума Академии архитектуры СССР по организации проектирования пантеона советский архитектор шотландского происхождения Николай Колли. (Самые известные его московские здания вестибюли станций метро Чистые пруды, Смоленская и Парк Культуры.)

Первым делом решили выбрать место для будущего пантеона. Колли предложил не мелочиться и сразу снести ГУМ. В конце концов, места понадобится очень много: архитектор посчитал, что под пантеон нужно отвести не меньше 500 тысяч квадратных метров.

Но если ты живешь в Москве или недавно посещал столицу, то наверняка заметил, что ГУМ стоит как ни в чем не бывало. Предложение Колли встретило противодействие военных. Дело в том, что правительственная трибуна располагалась ровно напротив мавзолея. Получается, что во время парадов колоннам войск пришлось бы проходить с равнением направо, что с армейской точки зрения противоестественно.

Архитекторы предложили строить на Софийской набережной. Снова нет: далековато от Красной площади. Отдаленность от центра, правда, не помешала архитекторам некоторое время считать местом постройки будущего пантеона территорию Витаминного института, что в трех километрах от нового здания МГУ.

Пока архитекторы и градостроители вели споры, идея пантеона стремительно портилась. 1 ноября 1953 года все проекты пантеона были приняты на конкурс. Этим, собственно, дело и кончилось.

В 1955 году Твардовский записал в свой рабочий блокнот, что пантеон как будто канул в забвение среди насущных дел. И действительно канул. После развенчания культа личности Сталина упоминать о нем было плохим тоном, а потом всем стало и вовсе все равно.

И все-таки у нас сохранились десять проектов пантеона от лучших советских архитекторов. Посмотри на них и представь, какой была бы жизнь москвичей и гостей столицы, если бы повестка XX съезда КПСС была посвящена какой-нибудь менее значительной теме.












Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Еще 5 теорий заговора, которые оказались правдой

08.01.2022 09:50:02 | Автор: admin
Продолжаем радовать конспирологов!


В Интернете год за годом продолжают без конца множиться и распространяться теории заговора. Причем как более-менее логичные, так и полностью нелепые. Например, некоторые верят, что Бетховен был черным, людей чипируют через прививки, а вышки 5G распространяют COVID-19. Всех не перечесть!

Но порой фантастика сливается с реальностью. Внезапно выясняется, что какая-то теория, над которой все посмеивались, оказывается правдой.

В этой статье мы собрали пять примеров из истории, которые выглядят очень конспирологически, но при этом являются задокументированными фактами.

Сигареты вызывают рак
В наше время на каждой пачке сигарет принято указывать, что курение вредит здоровью и для пущей наглядности показывать как именно. Но в течение долгого времени производители табака об это не только умалчивали, а, наоборот, утверждали что сигареты панацея от всех болезней.

Если посмотреть сейчас всю рекламу табачной продукции, выходившую на Западе до 1960-х годов, можно увидеть массу всего интересного. Например, курящего Санта-Клауса, курящих детей и целую кучу людей в белых халатах, расхваливающих сигареты.


В этом объявлении из лондонского журнала Punch 1882 года написано, что одна сигарета дает немедленное облегчение при астме, сенной лихорадке, хроническом бронхите, гриппе, кашле и одышке. А ежедневное курение гарантирует полное излечение этих болезней. Также указано, что сигареты абсолютно безвредны, их можно курить женщинам и детям.




Но наука и медицина шли вперед, и в 1950-е годы в США стали появляться исследования о вреде сигарет и их прямой связи с различными формами рака. Но табачные компании продолжали утверждать, что их продукция совершенно безвредна. Так родилась теория заговора о том, что производители сигарет о всем знают, но сознательно умалчивают.

Правда вышла наружу лишь в 1990-е годы, после нескольких крупных судебных процессов в США. В результате четыре крупнейшие табачные компании Philip Morris, RJ Reynolds, Brown & Williamson и Lorillard признали правду и согласились выплатить многомиллионные иски на лечение заболеваний, связанных с курением.

СССР испытал ядерное оружие на своих гражданах



Взрыв ядерной бомбы на Тоцких учениях.
14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне в Оренбургской области начались советские военные учения с применением ядерного оружия. В результате 45 тысяч военнослужащих и 10 тысяч местных жителей подверглись облучению.

Долгое время информация об этих испытаниях была засекречена, а все участники этих событий дали подписку о неразглашении в течение 25 лет. Поэтому если кто-то кому-то рассказывал про эти учения, то это воспринималось не иначе как теория заговора. Лишь в 1993 году гриф совершенно секретно был снят, информация появилась в разных СМИ и в прессе были напечатаны воспоминания участников этих событий.

Показания Наиры

Одной из причин, по которой в 1990-м году началась война в Персидском заливе, были показания кувейтской девушки. 15-летняя медсестра одной из больниц Кувейта, Наира Аль-Сабах, 10 октября 1990 года дала показания перед комиссией по правам человека Конгресса США.

В показаниях она рассказала про зверства иракских солдат по отношению к кувейтским жителям. Она утверждала, что видела, как иракцы выбрасывали новорожденных детей из инкубаторов и оставляли умирать на холодном полу. Эти показания повергли в шок всю Америку и стали одним из аргументов в поддержку действий американской армии в Кувейте против иракской армии.

Но спустя два года, в 1992 году выяснилось, что все эти свидетельства были ложными. Наира Аль-Сабах оказалась дочерью кувейтского посла в США, а не медсестрой. Более того, на момент вторжения иракских военных в Кувейт она находилась в США. Ее показания были придуманы американским PR-агентством Hill & Knowlton, которое наняло кувейтское правительство. На данный момент эти показания считаются чуть ли не самым классическим примером дезинформации.

Операция Нортвудс

Служебная записка по операции Нортвудс.

В 1959 году Фидель Кастро пришел к власти на Кубе и стал настоящей занозой для США. Потому что не только начал национализировать американский бизнес, но и улучшал отношения с Советским Союзом. Поэтому в 60-х годах чиновники из министерства обороны США стали искать варианты, как вторгнуться в эту маленькую страну и навести там порядок.

Поэтому в 1962 году министерство обороны США разработало операцию Нортвудс. Согласно ей планировалось совершить несколько терактов и военных действий на территории США якобы со стороны кубинских вооруженных формирований. Такие меры были призваны обеспечить всеобщее недовольство и создать легальные причины нападения на Кубу.

Судя по этому документу, министерство обороны готово было принести в жертву своих же сограждан. Потому что среди различных вариантов их действий был подрыв американского корабля или самолета, имитация атак кубинских МиГов на гражданские и воздушные суда и фабрикация авиакатастрофы с гибелью большого числа американских студентов.

Подписал этот план один его главных инициаторов генерал Лайман Лемницер. Но Джон Кеннеди отклонил этот документ и сместил Лемницера с его должности. Причиной такого решения стала возрастающая напряженность между США и СССР.

Все документы до ноября 1997 года находились под грифом Секретно. Но потом были обнародованы среди множества документов по убийству Джона Кеннеди. Общественность же узнала о нем только в 2001 году, когда Джеймс Бэмфорд выпустил книгу Тело секретов.




Мафия существует

Это довольно странно, но когда-то даже такая очевидное и общеизвестное явление как американская мафия была простой байкой. Потому что мало кто верил, что в стране действует тайное преступное общество со строгой иерархией, обладающая широким влиянием даже на самых высоких политиков.

Слухи о существовании мафии ходили еще с конца XIX века. Но в полноценную теорию заговора они оформились сразу после введения сухого закона, в 1920-м году. Потому именно в те годы мафия стала набирать обороты благодаря незаконной торговле спиртным.

Официально эта теория подтвердилась лишь в 1963 году, когда член мафии Джо Валачи публично признал существование мафии, а также предоставил подробную информацию о её внутренней работе и тайнах правоохранительным органам.

Источник Подробнее..
Категории: Ссср

7 фактов про самый красивый советский автомобиль Чайка (20 фото)

06.01.2022 09:45:07 | Автор: admin
Какая еще Волга? Бери выше!

Знаменитую Чайку ГАЗ-13 недаром называют самым стильным и красивым автомобилем в истории СССР. Автомобиль высшего класса, созданный для решения транспортных нужд советской номенклатуры, никогда не предлагался в открытой продаже. Безусловно, ореол недоступности только усиливал очарование Чайки. Кстати, почему именно Чайка, а, скажем, не Ястреб, Сокол или Черный ворон?




Птица высокого полета
Созданный в конце 50-х для замены устаревшего ЗИМа (он же ГАЗ-12) новый ГАЗ-13 еще на стадии разработки разжился красивым именем. Легенда гласит, что инженеры ГАЗа так описывали рождение Чайки: Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Правильно, чайка. Так и у нас: Волга (ГАЗ-21), а над ней Чайка (ГАЗ-13).


Пламенный мотор
Для новой Чайки на ГАЗе сконструировали совершенно новый двигатель. Бензиновая V-образная восьмерка рабочим объемом 5,5 л в базовой версии развивала 195 л.с. Вполне себе результат для конца 50-х! Правда, из-за автоматической коробки и высокой снаряженной массы минимум 2100 кг разгон до сотни все равно был не особо впечатляющий: 20 секунд. Зато в дальнейшем мотор Чайки использовали на грузовиках, автобусах и даже бронетранспортерах.


Слизали или не слизали?


Ищем сходства и различия. Это вот "Чайка"...


...это Lincoln Capri...

а это Packard Caribbean

Совершенно роскошный для 1959-го дизайн Чайки сразу наталкивает на мысль, что внешность машины старательно срисовали с зарубежных аналогов. И в целом эти сомнения не на пустом месте. Достаточно посмотреть на кабриолет Packard Caribbean и Lincoln Capri 1956 модельного года, чтобы увидеть знакомые мотивы. Впрочем, дизайнер Лев Еремеев, работавший, кстати, и над обликом Волги ГАЗ-21, не столько скопировал, сколько переосмыслил стилистические тенденции того времени. Так что в данном случае вопрос, слизали или не слизали, каждый решает для себя сам.

Оснащение топчик


Предназначенная для представителей советского истеблишмента, Чайка была не только элегантна, но и хорошо оснащена. Между прочим, ГАЗ-13 стал первым отечественным автомобилем не только с электрическими стеклоподъемниками, но даже с кнопочным управлением автомата. Кроме того, Чайка оснащалась гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, электроприводом антенны и дополнительными откидными сиденьями среднего ряда страпонтенами.



Не только седан


Русская зима и кабриолет созданы друг для друга
Мы привыкли к Чайке в форм-факторе классического четырехдверного седана. Но помимо этого ГАЗ-13 выпускали и в виде кабриолета с электроприводом складного мягкого верха и без дверных рамок. Столь стильная Чайка все чаще работала парадным автомобилем. По некоторым данным, кабриолетов ГАЗ-13Б было изготовлено не более 15 экземпляров.

И не только кабриолет


Другую редкую версию Чайки с кузовом универсал поштучно выпускали на мощностях Рижской автобусной фабрики (РАФ). Естественно, стильные, вместительные и статусные вагоны делали не на продажу, а в качестве карет скорой помощи для 4-го управления Минздрава СССР. Оборудованные носилками и выкрашенные в строгий черный машины ГАЗ-13С (Санитарный) часто можно было видеть во дворах номенклатурных домов по Кутузовскому проспекту.



Чайка для тети Вали


Пусть ГАЗ-13 предназначался не для продажи, а для обслуживания советских чиновников, но в отдельных случаях Чайка попадала и в руки частных лиц. Топовые газовские седаны дарили главным знаменитостям страны: балерине Галине Улановой, писателю Михаилу Шолохову, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. Причем, как утверждается, седан Валентины Владимировны был выкрашен не в черный, а в белый цвет. Другого такого не было.














Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Советские электромобили ВАЗ, существование которых для многих окажется сюрпризом (8 фото)

05.01.2022 09:56:53 | Автор: admin
Электрокары большинством из нас воспринимается скорее как новое веяние в автомобилестроении. Однако на самом деле это совсем не так: в прошлом их неоднократно пытались популяризовать, но из этого ничего путного не получалось. Были такие попытки и в Советском Союзе, причём особенно старались специалисты легендарного автозавода в Тольятти. И хотя почти все они даже в серию не пошли и оказались в забвении, они, несомненно, имеют право на упоминание. Вашему вниманию восьмёрка советских электромобилей ВАЗ, существование которых для многих станет неожиданностью.





1. ВАЗ-2Э11011 Электророллер (1975)




Первая разработанная до конца модель электромобиля на АвтоВАЗ. За основу была взята другая подобная машина - ВАЗ-Э11011 Автороллер. Она была пляжным багги, и создавалась ещё в 1970 году, но осталась на уровне опытного образца. Главной модернизацией автомобиля стала установка на неё электродвигателя. Испытания ходового макета оказались успешными, после чего инженеры ВАЗ, набив руку на этой модели, приступили к созданию полноценного электромобиля.

2. ВАЗ-2102Э (1976)





Эту машину разрабатывали параллельно с Электророллером. Фактически она представляет собой серийный универсал ВАЗ-2102, который модернизировали электроприводом. Всего их было создано два экземпляра. Конструктивно автомобиль был не очень удобен, ведь большую часть кузова занимали батареи. Впрочем, это не помешало успешно их эксплуатировать для транспортировки почты в рамках городской программы испытаний.

3. ВАЗ-1801 Пони (1979)






Этот лёгкий электромобиль первоначально задумывался в качестве транспорта для эксплуатации в пределах Олимпийского парка во время Игр в Москве или, к примеру, ВДНХ. Вот только к началу Олимпиады-80 инженеры машину завершить не успели, что и стало причиной дальнейшего закрытия проекта. Более того, на некоторое время от подобной концепции в разработках вообще отказались, а сосредоточились на создании развозных электромобилей для народного хозяйства.

4. ВАЗ-2802-01 Пони (1979)





Попытки создать автомобили для народного хозяйства вылились, в частности, в создание развозного фургончика ВАЗ-2802-01. Причём конкретно эта машина являлась результатом не государственного заказа, а личной инициативы нескольких инженеров ВАЗ. К слову, в его разработке использовали элементы вышеупомянутого ВАЗ-1801. Автомобиль обладал грузоподъёмностью в 450 килограмм, а его другие технические характеристики даже позволяли вести речь о постановке его в серийное производство. Однако по непонятным причинам этого так и не произошло.

5. ВАЗ-2802-02 Пони (1980)





ВАЗовские инженеры решили не останавливаться на одном фургоне, поэтому создали вторую модификацию. Разработкой этой машины занималась группа молодых инженеров под руководством Михаила Маркиева. Автомобиль произвёл настоящий фурор в рамках выставки Автопром-84, а также пополнил список наград АвтоВАЗа сразу 14 золотыми медалями. Вот только билет в жизнь все эти успехи не помогли ему получить в серийное производство машина так и не попала.

6. ВАЗ-2801 (1980)





В отличие от вышеупомянутых моделей, ВАЗ-2801 всё-таки оказался на конвейере. Машина представляла собой развозной фургон на базе ВАЗ-2102, а всего, по данным редакции Novate.ru, было произведено 47 экземпляров. Эксплуатировались они в трёх городах УССР: Запорожье, Киев и Симферополь. Но в конечном итоге производство дальше разворачивать не стали, а до сегодняшнего дня известно только о двух сохранившихся машинах, причём имеются данные, что с них сняли электрооборудование и заменили обычными двигателями. Обе они находятся в собственности украинских частных коллекционеров.

7. Электрокарт ВАЗ Пони (1981)




И снова машинка с прозвищем Пони. Представляла собой электрокар, предназначенный для малышей. Концепт был хорошо оценён и имел неплохой потенциал: в частности, занял первое место на Всесоюзном конкурсе на создание новых образцов технических игр и игрушек и предметов для технического творчества детей и подростков. Однако на пути пуска игрушки в производство встала её себестоимость, которая оказалась слишком высокой.

8. ВАЗ-2702 (1983)




После ВАЗ-2801 инженеры ВАЗа в стремлении создать электромобиль не остановились, и в результате был разработан развозной фургон ВАЗ-2702. Вот только данная модель оказалась очень неудачной, в частности, в вопросе безопасности. Всё дело в том, что кузов машины был алюминиевым, и довольно быстро деформировался. Более того, для его проверки даже провели краш-тест, который был настоящей редкостью в советском автопроме. В итоге после первого же удара она превращалась чуть ли не в груду металла.
novate.ru Подробнее..
Категории: Ссср

Банки на спине и чесночный амулет вспоминаем лекарства нашего детства

04.01.2022 09:42:23 | Автор: admin
Домашняя медицина такая ностальгическая и такая карательная.


Болеть плохо, но домашняя медицина еще хуже. Тем, кто родился в СССР или в 90-е, знают, о чем мы. Многих в детстве заботливые родители лечили всеми возможными народными средствами: ставили банки, клеили горчичники, пичкали чесноком и т.д. Помогало ли все это спорный вопрос, но точно калечило детскую психику.

В этой статье ЕКАБУ решил вспомнить самые ужасные из них, а заодно разобраться, полезны ли они на самом деле.

Бодрящие напитки




Самых везучих детей при простуде поили чаем с малиновым вареньем. Это было вкусно! Но, как показывают исследования, не слишком полезно. Малина хоть и обладает некоторым жаропонижающим действием, но для такого эффекта есть ее нужно в свежем или свежезамороженном виде, потому что после термообработки ягода теряет почти все полезные вещества. Еще одно предполагаемое полезное свойство чая с малиной потогонное. Но на практике так работает любой горячий напиток, даже без варенья.

А кого-то и вовсе заставляли пить молоко с медом. На вкус так себе, да и польза сомнительна, потому что мед хоть и содержит витамины и нутриенты, но также служит отличной питательной средой для вредных микроорганизмов.

Парить ноги в тазике
Еще одно средство против переохлаждения чада, накатавшегося до посинения на горке. Особо везучих родители заставляли заваривать ступни чуть ли не в крутом кипятке.

И снова зря. По словам медиков, от ОРВИ и простуды такая экзекуция не спасет. Но зато может расслабить после тяжелого дня, если в тазик добавить ароматические масла, а температуру понизить до комфортной.



Банки, горчичники и компрессы


При одном только взгляде на банки спина слегка съеживается, не правда ли?
Вакуумная терапия, или лечение банками, появилась еще Древнем Китае и Египте. Оттуда она успешно перекочевала в наше время, благодаря усилиям российского медика Пирогова. Именно он в XIX веке впервые применил стеклянные банки для лечения простудных и инфекционных заболеваний.

Этот душегубский метод был очень популярным в СССР: многим детям при появлении кашля сразу же ставили на спину банки. И, как показывают современные исследования, совершенно зря. Польза до сих пор не доказана, а вред может быть вполне реальным, особенно при неумелом использовании, с ожогами, синяками и гематомами.

Ближайший родственник такой терапии горчичники и компрессы. Но, как и в случае с банками, их эффективность не доказана. Максимум, что они делают, стимулируют кровообращение. А еще они раздражают кожу.


Картофельные ингаляции и чеснок на шее


Зато чеснок помогает держать социальную дистанцию
Лечебные ингаляции в домашних условиях были очень суровыми: нужно было дышать над кастрюлей с только что сваренной картошкой, накрывшись полотенцем. Самое приятное в этой процедуре было то, что эту картошку потом можно было съесть и так отомстить ей за свои страдания. На самом деле такая процедура была абсолютно бесполезной. По заверениям врачей, никакого эффекта, кроме ожога слизистой, она принести не может.

Многие носили чесночный амулет на шее, распугивая одноклассников и прочих кровопийц. Считалось, что он отпугивает даже самые дерзкие вирусы. Медики утверждают, что это тоже абсолютно бесполезно.

А чем тебя пытали лечили в детстве? Пиши в комментариях!

Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Почему на советских внедорожниках сдвоенные лобовые стекла

03.01.2022 09:48:01 | Автор: admin
Задача доехать любой ценой!

Может, в старых фильмах, а может, и в гараже у дедушки ты наверняка встречал древние советские вездеходы вроде козлика ГАЗ-69 или ранние УАЗ-469. Помимо вызывающей кондовости конструкции, полного отсутствия комфорта и реально феноменального уровня проходимости, эти машины удивляли и конструкцией лобового стекла. Оно сделано из двух половинок. Но почему?


УАЗ-469 c двойным лобовым стеклом выпускался и в 80-е годы



На самом деле сдвоенный лобовик чисто военное решение

Ответ вроде бы лежит на поверхности. Машины же древние по конструкции, а технологии изготовления стекол во второй половине XX века были примитивными. Сделать лобовик из двух половинок проще. Все сходится? Нет. Почему тогда 21-е Волги уже в 50-х годах получили цельные лобовые стекла, а УАЗ и в 80-е клепал машины с половинчатыми? Что-то здесь не так


ГАЗ-69 в своей очаровательной спартанской красоте


Проблема на самом деле не в технологии, а в назначении. Ведь все внедорожники происходят от армейских вездеходов. Вернее, от одного американского Willys MB, придумавшего этот новый автомобильный жанр. В военных автомобилях не бывает случайных решений, все подчинено максимальной функциональности. Поэтому и лобовик-половинка это не способ сэкономить, а насущная необходимость в условиях военного времени.


Willys MB прародитель всех внедорожников мира


На войне ведь как? Едешь себе, едешь и вдруг бац! нарываешься на засаду. Завязывается перестрелка. Пули могут пробить лобовое стекло, ранить, а то и убить водителя. Как потом ехать дальше, если все стекло в дырках и трещинах? Ведь не видно же ничего Можно, конечно, выбить лобовик и наслаждаться потоком воздуха в лицо. Но так далеко и быстро точно не уедешь. Зато поменять правую и левую половинку лобовика местами вопрос нескольких минут. И все, можно снова мчать вперед к победе!


Сдвоенные лобовики черта не только вездеходов, но и многих грузовиков. Ведь в советское время почти каждая машина должна была по первому приказу встать на военную службу
Подробнее..
Категории: Ссср

Любимые новогодние блюда и напитки СССР, про которые сегодня все забыли (6 фото)

01.01.2022 19:42:50 | Автор: admin
Мы решили, что оливье ты и так сыт по горло, поэтому вспомнили продукты, которые ели на Новый год в Советском Союзе, а теперь предали забвению.


Праздничное кулинарное многообразие с поправкой на суровые советские реалии.



Домашняя газировка

Открывает подборку по-настоящему уникальная вещь, незаменимая в советском хозяйстве. Газировка в СССР продавалась везде, зато вот такой агрегат, сифон для газирования воды, обходился дешевле, всегда был под рукой и давал возможности для творчества.

Сифоны пользовались популярностью в 70-х. Их заправляли баллончиками с сжиженным углекислым газом и делали газировку. Газировали разбавленный водой компот, морс из варенья, в редких случаях белое вино, а потом угощали гостей домашним шампанским). Получалось, как всем тогда казалось, очень даже годно.



Перед тобой самый красивый вариант сифона из толстого стекла с металлической окантовкой. Кстати, железный кант не просто для красоты это прочная сетка, чтобы, если сифон уронят, не было осколков.





Домашние вафли
Вафельница Ласунка в тяжелом металлическом корпусе еще один популярный в те годы аппарат. В ней готовили вафельные трубочки с заварным кремом или вареной сгущенкой, советский аналог бельгийских вафель. Сейчас основной средой обитания этих вафельниц являются барахолки и сайт Авито, но несколько десятилетий назад они царствовали на кухнях.



Заливная рыба и вообще рыба
Рыбную кулинарию в Советах продвигали неутомимо. Шпротные паштеты, котлеты из мойвы и прочая китовая колбаса попытка возместить дефицит мяса в советском меню.




Обязательно на столе было заливное из судака (или, если без формальностей, рыбный холодец). Что известно об этом блюде? Оно сыграло второстепенную, но яркую роль в фильме Ирония судьбы, или С легким паром. 31 декабря его можно увидеть по телевизору, а на столе почему-то нет.

Конечно, всегда подавали селедку. Особенность советской селедки полный комплект костей. Чищеной, как сейчас, почти не было в магазинах, так что в разгар застолья приходилось одной рукой отделять рыбные кости от филе, второй рукой откупоривать шампанское, третьей ухаживать за дамами.

Желе
Домашний мармелад из простых продуктов, которые всегда есть дома, из желатина и, например, компота. Отзывы о желе сдержанные. Вот их краткое содержание: это разноцветная безвкусная вещь, которую иногда пытались подсластить, чтоб хотя бы дети съели эту гадость.

В защиту желе добавим, что сейчас рецепт модифицировали. За основу берут желатин и концентрированный сок, добавляют лимонную кислоту, фрукты, ягоды и черта в ступе. Получается, по слухам, вполне себе десерт.


Будет интересно: Что у тебя в чемоданчике, Веничка? Вспоминаем классические напитки из СССР.

Алкогольные настойки
Еще один пример, как домашнее производство выручало советских людей в условиях дефицита. Было принято настаивать водку или самогон на кедровых орехах. Напиток мутного коричневого цвета называли домашним коньяком и подавали на стол в красивых графинах. Иногда настаивали на клюкве, калине, рябине годилось все, что росло на даче.




Даже Ильф и Петров задели тему кустарного производства алкоголя в СССР в Золотом теленке:

А у вас в самом деле есть рецепт?
Сейчас же вам продиктую, то есть сейчас же по получении денег. Какой угодно: картофельный, пшеничный, абрикосовый, ячменный, из тутовых ягод, из гречневой каши. Даже из обыкновенной табуретки можно гнать самогон. Некоторые любят табуретовку. А то можно простую кишмишовку или сливянку. Одним словом, любой из полутораста самогонов, рецепты которых мне известны.

А вот здесь мы вспоминаем дефицитные деликатесы, которые в СССР выбрасывали на прилавки к 7 Ноября.

Грибы
А еще в громадных количествах лоснились на тарелках грибы. И подберезовики, и маслята, и рыжики, и лисички. Все, что удалось изловить в дачных лесах и засолить, припасалось к Новому году. Ценители утверждали, что правильно засоленный гриб на вкус не хуже икры. На постсоветском пространстве любовь к грибосбору и собственно грибам поубавилась, но кое-где еще теплятся очаги.



Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Советский автомобиль-амфибия, который построил музыкант

01.01.2022 09:49:19 | Автор: admin
Это тебе не мелочь по карманам тырить

Это, конечно, не самая главная проблема, которая стоит перед человечеством, но поверь нам на слово: у всех автомобилей-амфибий (это те, что умеют не только ездить по суше, но и плавать по воде) есть перекос в какую-то сторону. Не в буквальном смысле, а в идеологическом.

Большинство амфибий либо сносно ездят, но плохо плавают, либо на водной глади чувствуют себя отлично, но на дороге еле ковыляют.

Полный бак 80-го, пожалуйста!


Это, кстати, неудивительно. Только советская пропаганда настаивала, что в здоровом теле здоровый дух. Хотя на самом деле одно из двух. Удивительно другое: возможно, самую продвинутую амфибию в истории автомобиля построили в 1980-х в СССР. Причем автором уникального Тритона стал профессиональный музыкант Дмитрий Кудрячков.



В водоплавающем режиме колеса и рычаги подвески Тритона поднимались наверх. Но при необходимости их можно было запросто снять и оставить на берегу

Ага, музыкант! Не инженер, не конструктор и даже не слесарь-инструментальщик 8-го разряда. Выпускник консерватории Чайковского по классу духовых инструментов увлекался путешествиями, рыбалкой и конструированием. И уже ближе к пенсии Дмитрий Трофимович решил построить для себя машину на все случаи туристической жизни: и чтобы в лес за грибочками, и на озеро за лещами.


У Тритона двойная госрегистрация и как у автомобиля, и как у катера

С самого начала музыкант-конструктор поставил перед собой четкую и крайне сложную цель: машина должна одинаково хорошо держаться и на суше, и на воде. Рассмотрев все варианты, Кудрячков решил, что научить ездить лодку куда проще, чем приспособить для плавания автомобиль. Именно поэтому Тритон с первого взгляда (да и со второго, впрочем, тоже) больше смахивает на катер, снабженный колесами.


Мгновенно узнаваемые колеса от Запорожца с головой выдают одного из доноров Тритона

Корпус амфибии выполнен из дерева и армированной фанеры, подвески колес и рулевое управление позаимствованв от Запорожца, тяговитый 2,7-литровый двигатель от Волги ГАЗ-21. Через раздатку он передавал крутящий момент либо на колеса, либо на движитель-водомет, благодаря которому и удалось добиться высокой скорости.

При сравнительно невысокой массе, порядка 1400 кг, пятиметровый глиссирующий (то есть скользящий по водной глади) катер развивал 100 км/ч по шоссе и, что гораздо круче, 50 км/ч на воде. При этом в полноценной мини-каюте Тритона было предусмотрено все необходимое для длительного путешествия: спальные места, камбуз, многочисленные отсеки для хранения. Кроме того, амфибия получила значительно увеличенный по сравнению с обычным автомобилем запас топлива.


Все это было сделано по сути на коленке, но с такой продуманностью и вниманием к деталям, что и сейчас вызывает респект и уважуху. А уж в начале 80-х Тритон Дмитрия Кудрячкова и вовсе стал чуть не главной технической сенсацией страны. Глиссирующая амфибия регулярно появлялась в журналах и на телевидении, стала частым гостем отечественных и зарубежных выставок. Кстати, Тритон в добром здравии и по сей день. Вот что значит Сделано в СССР!

Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Объясняем, почему советский Голубой огонек был голубым

31.12.2021 09:44:56 | Автор: admin
А также рассказываем, чем он отличался от современных новогодних передач.


Как и большинство одноразовых советских телепередач, Голубые огоньки считаются частично утерянными. Однако тем выпускам, которые шли в эфир в видеоэпоху то есть в 80-е повезло сильно больше, их можно целиком пересмотреть и сегодня.





Изначально, в 1962 году Огонёк замышлялся как еженедельная полуночная передача. С уходом хрущевской оттепели партия решила, что слишком уж балует народ, и потому праздник стал более редким Огоньки стали снимать лишь к трем датам: 8 марта, 1 мая и самые популярные выпуски на Новый Год.

Примерно тогда же они стали зваться Голубыми имелось в виду характерное для черно-белых телевизоров голубоватое свечение.



Ведущие Голубого огонька на новый 1982 год Лев Лещенко и Софико Чиурели


В 80-е все Голубые огоньки были фактически стандартизированы. Продолжительность два с половиной, изредка три часа. Обязательно кордебалет, опера и щемящий фольклор. И чем ближе к концу тем более легкий жанр. Больше всего было Софии Ротару по 2-3 песни в каждом выпуске. И обязательно новая песня Аллы Пугачевой поближе к финалу. Плюс номер от новомодного молодого комика в лучшем случае Владимир Винокур, в худшем Евгений Петросян (он уже тогда был ужасен).

В догорбачевскую эпоху колоритнейшим элементом Голубых огоньков были прямые включения. То есть телемосты с полярниками, космонавтами, ударниками металлургических комбинатов, учеными, поэтами и директорами колхозов. Многие произносили тосты прямо из дома, с не самым богатым столом и скромной мебелью. Очень трогательно на самом деле.



Несмотря на праздничную атмосферу в воздухе витало ощущение легкой угрозы и безнадеги каждый второй тост был за мирное небо над головой и чтобы не было войны.

Особливо суров Голубой огонек, вышедший в ночь с 1982 на 1983 год. То есть через полтора месяца после смерти Брежнева. Минимум юмора и зажигательных плясок. Только угрюмые романсы и еще более угрюмые фельетоны от советских стэндаперов.


Гость одного из Голубых Огоньков Андрей Миронов


Любопытно, что если не считать уже покойных великих поэтов и актеров 80-х, основной состав Голубого огонька дотерпел до XXI века. Все те же София Ротару, Лев Лещенко, Татьяна Веденеева, Эдита Пьеха, Алла Пугачева и по особым случаям Валерий Леонтьев. Однако в советские времена гораздо больше песен звучало на ныне забытых языках молдавском, украинском, грузинском и прибалтийских.

Бывали и очень неожиданные, смелые номера. Как например замечательное исполнение За тех, кто в море совместными усилиями Софии Ротару и группы Машина времени. Стриженый Андрей Макаревич образца 1981 года узнается-то с трудом!



Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Главный военный китайский грузовик как закалялся DongFeng

28.12.2021 09:55:45 | Автор: admin
Сегодня бренд DongFeng знают все. Современный внедорожники, автобусы и грузовики Dongfeng активно продаются во всём мире, в том числе и в России. Но начиналась эта компания с банального армейского заказа полвека тому назад.

Китайские компании делятся на два типа. Первый образовавшиеся до 1990-х годов. В течение многих лет они производили полторы модели, почти всегда для внутреннего рынка, почти всегда для нужд чиновников или военных. А потом быстро переквалифицировались под рыночную экономику и стали современным автомобильным брендом. Второй тип сразу родился во времена рынка после 1990-х, и не требовал адаптации. Сегодня различить бренды по происхождению практически невозможно все работают в одном стиле.




Так вот, DongFeng относится к первому типу. Эта компания образовалась в 1969 году как Второй автомобильный завод (первым был FAW, о чём свидетельствует единичка на его логотипе) по личному указанию Мао Цзэдуна для осуществления военных заказов на грузовую технику.




Для производства в СССР была закуплена документация на Урал-375, и к 1975 году был разработан и поставлен на конвейер первый грузовик -DongFeng EQ240. Весила машина 2,5 тонны, имела привод 6x6, весила 7800 кг и могла вести до 12 человек десанта или соответствующий по объёму груз массой до 4,5 тонн.


Поставлялись EQ240 в типовой комплектации шасси и железные кузова без особых удобств, в конце концов, не Мао же возить. Зато получалось дёшево. Впоследствии появлялись новые модель армейских DongFeng, но EQ240 неизменно продолжал производиться, со временем став самым массовым грузовиком в армии Китая. В 1990-е он прошёл ряд модернизаций, получив новое название EQ2080, затем появился в версии EQ2081 с двигателем Cummins, затем в 1995 году EQ2082E для экспорта в армию Перу (до того машина не экспортировалась).


EQ240 трудно не встретить на китайских дорогах даже при всей модернизации автопарка Поднебесной. И что-то в этой машине есть такое родное, советское, что хочется порой вспоминать с теплотой, а порой забыть как страшный сон.




Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Советский грузовик, который работал на дровах

25.12.2021 09:48:40 | Автор: admin
Откуда дровишки? С лесоповала, вестимо

Ну признайся, тебе ведь интересно, что так отчаянно дымит из кабины этого древнего грузовика? Вообще-то, если в автомобиле родом из СССР, что-то дымит, парит или коптит, это еще не повод для паники. Даже наоборот выходит, еще есть чему дымить! Но этот конкретный случай особенный. Ведь экспериментальный грузовик НАМИ-012, изображенный на снимке, работал не на бензине, а на древесных чушках. Можно сказать, что дым идет из печной трубы



В прежние годы автомобили, работавшие на альтернативных бензину и солярке видах топлива, появлялись в кризисных ситуациях. Например, в период Второй мировой, когда с нефтью была напряженка. Однако НАМИ-012 начали разрабатывать уже после войны. Не то чтобы в стране наблюдался дефицит нефти, но в некоторые места ее было сложно доставлять. Например, на лесозаготовки.

Тогда кому-то шибко умному и пришла в голову светлая идея: мол, лесовоз может не только перевозить дрова, но и работать на них. Это вообще очень удобно, когда топливо растет буквально вдоль дороги.




НАМИ-012 построен на базе ярославского грузовика ЯАЗ-200. У того отпилили капот, а сразу за кабиной водителя организовали машинное отделение: котел, паросиловая установка, конденсатор, электромотор для предварительного розжига и другое оборудование. Все это напоминало конструкцию паровоза, и все это, как ни странно, работало.

Мощность древесного грузовика была небольшой всего около 100 лошадей, зато крутящий момент паровозный: 2350 Нм уже на 100 об/мин! Поэтому, даже несмотря на большую массу машинное отделение весило хорошо за тонну, НАМИ-012 ездил и разгонялся быстрее дизельного ЯАЗ-200, на базе которого был построен. На одном баке, рассчитанном почти на 400 кг деревянных чушек, грузовик проезжал около 100 км.


Машинное отделение НАМИ-012. Да, тут без полбанки не разберешься


Сложности были разве что с запуском: как и в случае с паровозом, на разведение паров НАМИ-012 уходило где-то с полчаса. Ну и заправка машины считалась уделом физически сильных и выносливых. В целом же этот грузовик с честью прошел все испытания и был рекомендован к производству, которое, как ты уже, наверное, догадался, так и не началось.

Почему? Отличный вопрос. Просто на сравнительных испытаниях выяснилось, что обычные бензиновые лесовозы по эффективности (стоимость перевозки единицы груза) уступают паровому НАМИ-012 лишь 10%. Ради такой безделицы решили не заморачиваться с налаживанием производства принципиально новой модели, и Я есть Грут с колесами отправился на задворки истории советского автопрома.


В пару к базовому НАМИ-012 построили еще и полноприводной НАМИ-018. Но в серию они не пошли вместе


Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Советские грузовики, которые разбирали за границей как горячие пирожки (7 фото)

22.12.2021 09:55:26 | Автор: admin
Известная шутка говорит о том, что русские не могут сделать нормальный автомобиль, зато могут создать первоклассный танк. В известной степени народную остроту можно перенести и на производство грузовых автомобилей. Если чем-то советский автопром и мог по-настоящему похвастаться, так это выпуском работяг для перевозки многотонных грузов.




1. ГАЗ-51





Грузовик 1946 года выпуска производился на протяжении 20 лет. Собрали его помимо Советского Союза еще в четырех странах: Северной Корее, Китае, Польше и Финляндии. В Финляндии выпускалась особенная модель грузовика с удлиненным кузовом. Только в СССР было произведено свыше 3.5 млн экземпляров. Машины пользовались большим спросом из-за низкой себестоимости производства.

2. ЗИС-150




Сегодня китайских автомобилей все больше становится на рынках бывших советских республик, а когда-то дела обстояли строго наоборот. В 1953 году технология производства ЗИС-150 была передана дружественной Поднебесной. Помимо этого, простые, дешевые и в целом надежные грузовики собирали в Румынии. Выпуском машин занимались до 1965 года.

3. ЗИЛ-130




Настоящая советская легенда от мира грузовиков, быстрый и надежный 130-ый изготавливали с 1964 по 1995 год. В общей сложности было произведено свыше 3.4 млн таких машин. Уже готовые грузовики поставлялись в Китай, Финляндию, многие страны Варшавского договора. Чего уж там, закупал ЗИЛ-130 даже Кипр.

4. ГАЗ-53




Еще один знаменитый и хорошо известный советский грузовик. Выпускалась машина с 1961 по 1993 год. Именно эти грузовики использовались для нужд советского ДОСААФ. От предыдущих моделей 53-ий качественно отличался более мощным двигателем и лучшей ходовой. Собирали грузовики не только в Союзе, но еще и Болгарии.

5. ЗИЛ-157




Еще один знаменитый советский китаец. В 157-ом соединялась феноменальная проходимость, высокая надежность и длины кузов. Подумать только, собирали этих работяг с 1958 по 1991 год. В общей сложности было создано порядка 950 тысяч таких машин. Особой популярностью грузовик пользовался в Китае, где его выпускали под другой маркой по советской технологии.

6. Буханка




Один из рекордсменов по широте экспорта можно смело считать УАЗ-450 и все последующие его модификации. Знаменитую Буханочку покупали почти во всех странах Европы, во многих странах Азии и даже экспортировали в США. Покупала эти советские машины в небольшом количестве и Великобритания.

7. УРАЛ-375



Феноменальная проходимость этого грузовика на бездорожье быстро сделала его любимцем военных, причем не только страны Советов. Несмотря на чудовищную прожорливость, Уралы поставлялись не только в страны Варшавского договора. Покупали их и многие ближневосточные государства, включая Иран и Ирак. В последнем советские Уралы успешно эксплуатируются по сей день.
novate.ru Подробнее..
Категории: Ссср

История одной фотографии советские официантки в разгар эпидемии, 1969

19.12.2021 05:44:56 | Автор: admin
История имеет тенденцию повторяться. Помнишь гонконгский грипп, про который пел Высоцкий?




В процессе работы над новой книгой историк моды и телеведущий Александр Васильев обнаружил удивительный снимок. Сделан он 17 января 1969 года в ресторане гостиницы Националь, где обслуживали зарубежных туристов и членов делегаций. Впрочем, хаживала туда и наша интеллигенция; у постоянного клиента, поэта Михаила Светлова, даже был свой столик. Националь, понятное дело, был одним из самых дорогих столичных ресторанов.


Маски на официантках неспроста: в это время в мире свирепствовал гонконгский грипп. Пандемия началась понятно в какой стране в начале 1968 года и наиболее сильно задела пожилых людей: только в США умерло 33 800 человек.

Владимир Высоцкий в песне Баллада об уходе в рай мимоходом поминает этот самый гонконгский грипп. Композиция была написана для мосфильмовского фантастического кино Бегство мистера Мак-Кинли. Высоцкий сочинил почти все песни буквально за неделю, а композитор Анатолий Кальварский переложил их на свою музыку, чтобы звучало более киношно.



Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Катафалк с пушкой история необычной советской самоходки КСП-76

18.12.2021 09:58:01 | Автор: admin
Полное имя: колесная самоходная пушка калибра 76 мм.



Самоходные артиллерийские установки, или просто самоходки, в большинстве случаев больше похожи на танк без башни, нежели на орудие, способное к самостоятельному передвижению. К слову, встречаются и самоходки с вращающейся башней, но это вообще редкая редкость. По-настоящему же самоходным орудием можно считать экспериментальную САУ ГАЗ-68, которую советские конструкторы разработали и построили в середине Великой Отечественной войны.





Только взгляни на нее. Меньше всего ГАЗ-68 (другое название машины КСП-76 колесная самоходная пушка калибра 76 мм) похож на танк, скорее уж на грузовик с торчащей спереди пушкой. Хотя отсутствие кабины добавляет конструкции схожести и с катафалком

Тем не менее перед нами действительно автомобиль с пушкой. Под низким приземистым кузовом скрываются шасси полноприводного грузовика ГАЗ-63.




Гражданские потроха накрыты бронированным корпусом (так и хочется сказать кузовом). Он очень легкий, всего 1300 кг, но благодаря рациональному расположению бронелистов эффективно защищает экипаж от осколков и крупнокалиберных пулеметов.

В боевой рубке размещена 76-миллиметровая дивизионная пушка ЗиС-3, точно такую же ставили на самую массовую советскую самоходку СУ-76


В итоге в 1944-м на испытания выкатилась уникальная по своим характеристикам машина. Обладавший такой же огневой мощью, как и СУ-76, ГАЗ-68 был, во-первых, заметно ниже (всего 1,5 метра в высоту) отлично для маскировки.

Во-вторых, КСП оказалась вдвое легче (всего 5,4 тонны), благодаря чему даже одиночный, а не спаренный, как на сушке, двигатель мощностью 85 л.с. разгонял ее до гоночных по танковым меркам 77 км/ч. Опять же низкая масса вкупе с полным приводом и зубастыми шинами (пуленепробиваемыми, кстати) с грунтозацепами обеспечивала машине неплохую проходимость.



Главным же плюсом колесной пушки стала крайне низкая себестоимость. По этому крайне важному параметру ГАЗ-68 значительно превосходил даже недорогую и простую в производстве СУ-76. Были у КСП и свои минусы, конечно. Машина плохо справлялась со штурмом траншеи (для любой гусеничной машины вообще не проблема) и была не слишком устойчива при ведении огня. Но массовость и цена перевешивали все недостатки.



Малая высота была серьезным конкурентным преимуществом КСП-76


Однако в серию КСП-76 все же не пошла. Одни источники утверждают, что причина была в недостаточной проходимости колесной пушки. Но, скорее всего, в конце 1944-го, когда Красная армия уже вышла к границам СССР и готовилась к решающему рывку на Запад, времени на массовый выпуск перспективной самоходки уже не оставалось.


КСП-76 в экспозиции танкового музея в Кубинке


В итоге КСП-76 так и осталась в единственном экземпляре, который сегодня можно увидеть в танковом музее в Кубинке. Впрочем, идеи конструкторов ГАЗа найдут свое отражение уже в послевоенных самоходках от чешской САУ Дана до южноафриканской G6 Носорог

Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Почему СУ-76 называли братской могилой (6 фото)

16.12.2021 09:49:08 | Автор: admin
Несколько слов в защиту советской самоходки.

Официально принятая точка зрения от исторической правды может отличаться кардинально. Советская пропаганда упорно называла штурмовики ИЛ-2 летающими танками, тогда как сами летчики предпочитали куда менее пафосное летающие гробы. Фронтовики не жалели ярких эпитетов и для самоходной установки СУ-76. Самую массовую в годы Великой Отечественной самоходку называли и сучкой, и голожопым Фердинандом, и братской могилой. Но так ли плоха была семьдесят шестая, как говорят о ней прозвища?





Разработка этой самоходки началась летом 1942-го, причем в авральном порядке. Красной армии срочно требовалась легкая САУ (самоходная артиллерийская установка) для поддержки пехоты в бою. Изначально эти функции возлагались на легкие и средние танки. Но первые обладали слишком неэффективным вооружением, а вторые были сложны в производстве и дороги.



В городских боях открытая рубка была скорее преимуществом, чем недостатком СУ-76


Именно поэтому главным преимуществом СУ-76 изначально должны были стать простота конструкции и дешевизна, а стало быть, массовость выпуска. По большому счету семьдесят шестая это шасси легкого танка Т-70 с установленной в рубку пушкой ЗиС-3 калибра 76 мм, отсюда и цифровой индекс модели. Изначально СУ-76 выпускалась в варианте с закрытой рубкой. Но первый опыт боевого применения показал: тесное боевое отделение машины и высокая загазованность при стрельбе мешают эффективному ведению огня.


Низкая масса СУ-76, почти три раза меньше массы Т-34, обеспечивала отменную мобильность и высокую проходимость


За эти недочеты, а также низкое качество первых образцов самоходки инженер-конструктора Семена Гинзбурга, который вел разработку СУ-76, отстранили от должности и отправили в действующую войсковую часть (там, на фронте, он вскоре и погиб). Саму же сушку вернули на доработку. Модернизированная версия получила новую схему силовой установки, а главное полуоткрытую рубку, защищенную только спереди и с боков. Именно это решение, как считается, и стало причиной всех нелестных прозвищ СУ-76.


В частях Красной армии СУ-76 эффективно использовались вплоть до последних дней войны


В частности, самоходку обвиняли в том, что экипаж можно вывести из строя одним попаданием осколочной гранаты, а броня, где она была, обеспечивала только защиту от пуль, но не от снарядов. Однако это очень искаженный взгляд на проблему, можно сказать, только половина правды. Ведь семьдесят шестая изначально создавалась как легкая САУ поддержки пехоты, поэтому противопульного бронирования ей было вполне достаточно. Зато низкая масса СУ-76 позволяла машине уверенно двигаться по мягким грунтам и даже болотистой местности, а также значительно увеличивала маневренность в условиях городских боев.



В городах семьдесят шестая зарекомендовала себя с лучшей стороны. Достаточно мощное орудие легко подавляло огневые точки противника, а полуоткрытая рубка была не минусом, а преимуществом. Так экипажам было проще координировать действия с пехотой. Другой плюс низкая загазованность боевого отделения и на удивление повышенная живучесть при попадании фаустпатрона.

После окончания Второй мировой боевой путь СУ-76 не закончился. Некоторые сушки успели повоевать и против американцев в Корейской войне


Проблемы СУ-76 начинались только тогда, когда легкую самоходку пытались использовать как тяжелый истребитель танков и бросали в бой против пантер и тигров. Для этой роли в Советской армии были другие исполнители: СУ-85, СУ-100 и ИСУ-152. В любом случае тираж более чем в 14 тысяч единиц сделал семьдесят шестую самой массовой советской самоходкой Великой Отечественной. Вопреки своим обидным прозвищам, СУ-76 в умелых руках была грозным оружием.

Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Последняя вспышка оспы в СССР в 1959 году как это было

11.12.2021 19:50:45 | Автор: admin
До окончательной победы над оспой в мире оставалось 20 лет.
Типичная работа Кокорекина




История последней вспышки оспы в СССР окружена легендами и загадками. И, поверь, мы используем этот речевой оборот не для того, чтобы произвести на тебя впечатление, как обычно. Это действительно так. Дело в том, что на борьбу с распространением заразы были брошены не только врачи, но и КГБ и МВД, так что операция имела характер полусекретной (впрочем, как любая операция, проводившаяся спецслужбами). А началось все с простого художника


Хотя, конечно, не совсем простого. Алексей Алексеевич Кокорекин был, что называется, обласкан властью: обладатель двух Сталинских премий, он считался одним из наиболее востребованных в СССР художников-графиков. Основу его искусства составляли агитационные плакаты, в том числе времен Великой Отечественной войны. В общем, в профессиональной сфере у Кокорекина все было отлично.

Поэтому, видимо, его и включили в состав советской делегации для поездки в Индию. В экзотических декорациях советский художник провел две недели, став свидетелем, в частности, церемонии сожжения браминов. И вот самолет Дели Москва приземлился в Москве. С этого момента начинаются разночтения.


По версии, рассказанной врачом Юрием Шапиро в его воспоминаниях, Кокорекин, соврав жене и родным, сдвинул дату возвращения на день и поехал не домой, а к любовнице, где и провел лишние сутки. По другой версии, более благопристойной, художник сразу приехал в законный дом.


Кокорекин и оспа


Он одарил домашних сувенирами и развлекал рассказами, но уже вечером почувствовал себя плохо: резко поднялась температура, начался кашель, тело ломило. На следующий день Кокорекин отправился в поликлинику, где терапевт диагностировал у художника грипп и отправил его в Боткинскую больницу.

Через считаные часы к все ухудшавшемуся состоянию больного прибавилась сыпь на теле. Врачи решили, что это аллергическая реакция на прием лекарств. Якобы лишь одна медсестра посмела высказать мнение, что специалисты имеют дело с чем-то более серьезным, так как больной недавно вернулся из Индии. И якобы медсестра тут же была поставлена на место врачом, заявившим, что в Москве в декабре принято болеть гриппом и ничем другим.

Когда состояние Кокорекина стало критическим, в палату пустили близких для прощания. Наконец несчастный художник отмучился. Но и вскрытие не помогло постановке диагноза. (Правда, существует версия, согласно которой старый патологоанатом взглянул на внутренности покойного и сказал: Да это, батенька, variola vera черная оспа, но уж больно литературно она звучит.) В итоге больше суток причиной смерти считали чуму.

Через пару дней художника кремировали, а часть кожного материала отправили в НИИ вакцин и сывороток. Оттуда и пришел страшный ответ: оспа. Началась лихорадочная спецоперация столичного масштаба по предотвращению распространения заразы.

Все, с кем Кокорекин контактировал, были изолированы от пассажиров рейса из Дели в Москву до его соседей по палате в гриппозном отделении. Например, общавшаяся с художником преподавательница института успела принять зачет у 120 студентов, в итоге она и студенты были отправлены в карантин. То же касалось друзей и однокурсников дочери Кокорекина, всех пациентов Боткинской больницы, всех пациентов, успевших побывать у терапевта поликлиники, куда обратился художник сразу после начала заболевания

И все-таки 46 человек успели заразиться, в том числе подросток, лежавший в боксе над палатой художника (вирус пробрался по вентиляции); истопник, прошедший по коридору отделения, где лежал Кокорекин; регистратор больницы. Трое заразившихся скончались.

Это был последний известный случай заражения оспой на территории СССР. В 1967 году Всемирная организация здравоохранения по инициативе советского вирусолога Виктора Жданова приняла решение о всемирной вакцинации от оспы как единственном эффективном способе борьбы с болезнью. Официально о победе над оспой было объявлено на Всемирной ассамблее ВОЗ в 1980 году.

Источник Подробнее..
Категории: Ссср

Последние комментарии

© 2006-2022, wellwebway.ru